От посещения клиники пациенты ждут комфорта и действенной помощи, доктора от своей работы - удовлетворения и профессионального роста, администрации важна репутация и рейтинг. Одновременно достичь всех этих целей помогает автоматизация медицины.
Что такое автоматизация в здравоохранении?
Под ней понимают внедрение программного обеспечения, которое помогает организовать эффективную работу персонала, отслеживать посещаемость, ход лечения, управлять финансированием. На автоматизацию активно переходят не только частные, но и бюджетные медицинские учреждения.
Проблемы, которые решает автоматизация в клиниках
В бюджетных и частных медицинских учреждениях их немало. Большинство из них связано с чрезмерной загрузкой врачей, большим объемом бумажной документации и несовершенством работы регистратуры. Клиенты выбирают медицинские центры с максимально комфортным условиями и доступной стоимостью услуг. Механизирование медучреждений позволяет качественно решить целый ряд проблем.
- Бумажный документооборот. Все карточки, назначения, направления, результаты обследований переводятся в электронный формат и доступны любому специалисту с учетом его полномочий.
- Очереди в регистратуре. Внедрение электронной записи через сайт или интернет-платформу существенно разгружает регистраторов и администраторов, а пациентам не придется приезжать задолго до открытия и стоять в очереди.
- Неравномерная загрузка врачей. Администрация получает возможность контролировать рабочий график специалистов в реальном времени. На экране монитора видно у кого из них недостаток пациентов, а кто регулярно перерабатывает.
- Бесконечные отчеты. Их намного удобнее и быстрее формировать из программы, чем вручную собирать данные и заполнять бланки.
- Пропуск приема. Соблюдать запись, не нарушать очередность и равномерно распределять нагрузку помогает система автоматической рассылки уведомлений о предстоящих визитах.
- Не востребованность услуг. Одной из функций автоматизации медицинских учреждений является электронное информирование пациентов о новых услугах, предстоящей вакцинации, диспансеризации, акциях и скидках.
- Огромные расходы на содержание. Умная CRM-система позволяет держать под контролем все обращения, фиксировать результат их рассмотрения. Установка цифровой телефонии, совмещенной с системой автоматизации в клиниках, гарантирует многократное снижение затрат на связь.
Для автоматизации учреждений здравоохранения подходит не любая CRM, а только ориентированная именно на оказание медицинских услуг гражданам.
Функции системы автоматизации медицинского учреждения
От удобства работы и охвата задач, решаемых при помощи медицинского ПО, зависит качество решения следующих задач.
- Удаленное ведение записи. Это позволяет избежать длительного ожидания ответа на звонок, можно самостоятельно выбрать специалиста, день и время его посещения.
- Информирование о пропущенных звонках. Администратору тут же поступают контактные данные не дозвонившегося клиента.
- Электронная картотека. Чем старше пациент, тем толще его карточка. Вести и хранить ее иногда не просто, а найти ее в нужный момент вообще целая проблема. Переход на электронные карты существенно упрощает жизнь и работу врачей.
- Оперативная выписка документов. Доктору достаточно выбрать нужную вкладку на мониторе, сформировать выписку, эпикриз, заключение, направление и т.д. и одним кликом отправить на печать.
- Интерактивный календарь. Он помогает администрации медицинского центра формировать расписание, врачам отслеживать его объективность, приближение отпуска, регистраторам предлагать удобное время приема и избегать дублированных записей.
- Аналитическая работа. Заниматься ею при помощи специальной программы намного удобнее и эффективнее.
- Адресные предложения. CRM-система автоматически формирует предложения пациентам с учетом их пола, возраста, анамнеза.
В целом автоматизация медицины на всех уровнях – это эффективное решение не только административных и управленческих задач, но также гарантия комфортного и качественного обслуживания.
Особенности автоматизации в здравоохранении
Одной из основных проблем автоматизации медицинских учреждений является не столько затраты на приобретение ПО, сколько подготовка к этому шагу. Необходимо заранее оснастить все рабочие места современными компьютерами и обеспечить бесперебойный, высокоскоростной интернет.
Следующим шагом после покупки программы является создание разветвленной внутренней сети, раздача прав доступа и создание баз данных клиентов, врачей, справочников и т.д., устанавливается централизованное администрирование.
Только после этого проводят обучение специалистов. Доктор не должен тратить время на освоение сложных программных алгоритмов. Его задача – оказывать медицинскую помощь, а компьютер должен стать в этом надежным помощником – всего пара секунд на активацию нужных строк и кнопок, а потом еще несколько минут на заполнение формуляра. Остальное время тратится исключительно на осмотр и общение с пациентом.
Умная программа – это моментальный доступ к карте, предыдущим обследованиям и назначениям. Оно дает возможность оперативно получать результаты анализов любым специалистом. Администрация в свою очередь может удаленно оценить объективность и правильность назначений.
Плюсы и минусы внедрения МАС
Централизованная автоматизация клиники дает ощутимые преимущества ее руководству, регистраторам и, конечно, врачам.
Плюсы для руководства:
- Объективный расчет заработной платы с учетом всех индивидуальных доплат и надбавок;
- Печать медицинских карт, договоров, согласий, эпикризов, ежедневных отчетов;
- Удаленный, но оперативный контроль над работой филиалов;
- Курирование агентов и партнеров с акцентом на эффективности каждого;
- Отлаженные бизнес-процессы;
- Удобный клиентский сервис в помощь пациентам и сотрудникам медцентра;
- Удаленная работа с любыми отчетами;
- Формирование финансовой, управленческой и маркетинговой отчетности.
Преимущества для регистраторов:
- Удобная работа с картами: создание, обновление, поиск, хранение, печать;
- Распечатка любых документов для пациентов, врачей, администрации;
- Достоверное расписание: его формирование, отслеживание, обновление, учет загрузки, и ее распределение.
- Запись на прием с ее отслеживанием и своевременным уведомлением об изменении расписания.
- Формирование листа ожидания.
Плюсы для врачей:
- Ведение истории болезни в электронном виде;
- Доступ к результатам приема другими специалистами;
- Прикрепление снимков, результатов обследований;
- Работа со справочником МКБ10, готовыми шаблонами и актуальными протоколами;
- Печать любых документов;
- Удаленное получение согласований с другими специалистами и руководством;
- Работа с готовым журналом больничных листов;
- Их заполнение, печать, открытие и закрытие, отправка в ФСС;
- Использование готовых формулировок, правильной терминологии по своей специализации.
Но централизованная автоматизация медицины таит себе и сложности.
Минусы механизирования клиник
Они проявляются в первую очередь в колоссальных затратах на оборудование, обучение и администрирование. Внедрению МАС предшествует доведение помещений до требуемых стандартов. Речь о стабильно ровном электроснабжении, оборудовании серверной комнаты, подключении к интернету, найме специалистов по обслуживанию оборудования и ПО. Все это связано с солидными затратами на начальном этапе. При отсутствии вспомогательного генератора или подстанции с мощными аккумуляторами отключение электроэнергии полностью парализует работу. То же самое происходит при сбоях интернет-сигнала. Поэтому автоматизация медучреждений начинается с глобальной подготовки к ней.
Зато по мере освоения системы работа клиники выходит на совершенно новый качественный уровень, что положительно работает на ее репутацию, рейтинг среди конкурентов и привлекает пациентов. По мере освоения ПО наблюдается существенная экономия на содержании медучреждения и увеличение доходов от возросшего числа клиентов.
Умные решения для автоматизации медицины
Специалисты, привыкшие доверять бумаге, к новым технологиям администрирования относятся с опаской. Придется потрать время и силы на обучение, осваивать новый интерфейс, искать данные, нажимать кнопки и т.д. Но, все это сполна окупается: немного терпения и вместо бесконечной писанины и кипы отчетов доктор может наконец-то заняться исключительно своими прямыми обязанностями.
Понять все достоинства механизирования и быстро их освоить поможет обучение от Образовательного центра Фармамед. Здесь можно дистанционно получить дополнительные знания по любой медицинской специальности, повысить квалификацию, узнать о новых препаратах, методах лечения, узнать мнения коллег.