Исследование, в котором оценивалась эффективность моноклональных антител, предполагает, что они могут принести облегчение миллионам пациентов с длительным течением COVID, которым не помогает другое лечение.
Исследование, опубликованное в Американском журнале экстренной медицины, показало, что три пациента из Флориды с длительным течением COVID полностью — и очень быстро — выздоровели после того, как им ввели комбинацию моноклональных антител казиривимаб/имдевимаб (Регенерон).
«Мы были поражены тем, насколько быстрыми и полными были ремиссии», — сказал соавтор исследования доктор Пол Пепе, профессор Школы общественного здравоохранения Центра медицинских наук Техасского университета. «Мы обнаружили, что независимо от того, как долго пациенты болели — 5, 8 или 18 месяцев — в течение 5 дней они были полностью излечены».
Все три пациента были инфицированы COVID-19 в начале пандемии, в 2020 году или в первой половине 2021 года. Им вводили Регенерон либо после повторного заражения, либо после контакта с COVID-19 в качестве профилактики в государственных клиниках по борьбе с COVID-19 в штате Флорида.
«В каждом случае инфузии проводились для предотвращения ухудшения ситуации с длительным течением COVID», — сказал Пепе.
Исследователи собрали истории болезни всех трех пациентов, расспрашивая о таких симптомах, как физическая усталость, непереносимость физических упражнений, боль в груди, учащенное сердцебиение, одышка, когнитивная усталость и проблемы с памятью. Они просили пациентов оценить симптомы до COVID (исходный уровень), во время длительной фазы COVID, после вакцинации и, наконец, через неделю после лечения моноклональными антителами. Они также опросили членов семьи.
Они обнаружили, что по всем направлениям симптомы значительно уменьшились, а зачастую и полностью исчезли. Их близкие также подтвердили это.
Одна из пациенток, 63-летняя жительница Флориды, заболела легкой формой COVID-19 в начале пандемии в марте 2020 года, которая длилась около 2 недель. Но несколько недель спустя у нее появились изнурительная усталость, боль в груди и одышка.
«Я гналась за своей убежавшей собакой, когда у меня возникла настолько сильная боль в груди, что я упала», — сказала в интервью женщина, попросив не называть ее имени.
Ее симптомы прогрессировали до такой степени, что она больше не чувствовала себя в безопасности, присматривая за внуками или в поездке в продуктовый магазин.
«Моя кратковременная память полностью исчезла. Я даже не могла читать больше абзаца за раз».
Когда в октябре 2021 года она повторно заразилась COVID-19, ее врач предложил Регенерон в качестве профилактического средства. Она согласилась на это: «Я боялась, что второе заболевание оставит меня навсегда инвалидом и прикованной к постели на всю оставшуюся жизнь».
Примерно через 4 дня после введения моноклональных антител она заметила, что «туман в голове», сохранявшийся после COVID, стал исчезать.
«К пятому дню у меня было такое ощущение, будто с меня сняли тяжелое одеяло. Я смогла выгулять свою собаку и сходить в продуктовый магазин. Было такое ощущение, будто мои возможности стократно возрасли».
Куда направляются исследования
«Хотя Регенерон показал хорошие результаты у всех трех пациентов, возможно, это связано с тем, что у них развился длительный COVID либо из исходного вируса, либо из ранних его вариантов, таких как Альфа, Бета и Дельта», — считает профессор Пепе, — «В результате неясно, подействует ли это лечение на пациентов, у которых затяжной COVID развился из-за новых штаммов, таких как Омикрон. Меня беспокоит, что может быть много людей с продолжительной формой COVID, вызванной этими штаммами, но не осознающих этого. Они могут считать, что если им трудно подниматься по лестнице или они забывают, почему пошли в другую комнату, то это связано с возрастом».
Следующим шагом, по словам исследователей, является создание реестра пациентов-добровольцев с тяжелым длительным течением COVID. Планируется привлечь 20 добровольцев, которые были инфицированы до сентября 2022 года, чтобы посмотреть, как они реагируют на другое моноклональное антитело, первоначально использовавшееся для лечения COVID-19, бебтеловимаб. (Как и Регенерон, бебтеловимаб больше не одобрен Управлением по контролю за продуктами и лекарствами США для применения против COVID-19, поскольку он больше не эффективен против распространённых сегодня вариантов вируса).
Что касается пациентов, у которых затяжной COVID развился после сентября 2022 года, продолжаются исследования, чтобы выяснить, реагируют ли они на другие моноклональные антитела, которые находятся в разработке. В одно из таких исследований в настоящее время набирает участников Калифорнийский университет в Сан-Франциско. Центр набирает 30 пациентов с длительным течением COVID для испытания моноклональных антител, разработанных Aerium Therapeutics.
«Они создали исследовательское моноклональное антитело для лечения острого COVID, но оно оказалось менее эффективным против вариантов вируса, появившихся в конце 2022 года», — сказал ведущий исследователь доктор Майкл Пелусо, доцент кафедры инфекционных заболеваний в Калифорнийском университете в Сан-Франциско, — «Есть надежда, что он все еще может помочь в борьбе с длительным течением COVID среди пациентов, инфицированных этими вариантами».
Тем временем три пациента с длительным течением COVID, на которых подействовал Регенерон, возобновили жизнь, привычную им до COVID. Хотя двое впоследствии снова заразились COVID, они быстро выздоровели и не увидели возвращения симптомов, что для них кажется чудом.
«Я приготовилась к тому, чтобы стать инвалидом на всю жизнь», —одна из пациенток, 46-летняя женщина из Флориды, у которой развился длительный COVID после заражения в январе 2021 года. «У меня была ужасающая усталость и настолько сильное головокружение, что мне казалось, будто я хожу по батуту. Затуманивание сознания было настолько выраженным, что мне приходилось постоянно все записывать. В противном случае я бы всё забыла».
Когда в сентябре 2021 года она снова заразилась COVID, она думала, что умрёт, потому что «понятия не имела, куда уж хуже». Врачи рекомендовали инфузионное лечение Регенероном. Сорок восемь часов спустя ее симптомы значительно уменьшились.
«Впервые за несколько месяцев мне удалось сходить на коктейльную вечеринку и на ужин. Я бы не смогла сделать это неделю назад».
Это также глубоко повлияло на ее мужа, которому в течение нескольких месяцев приходилось вести домашнее хозяйство и воспитывать пятерых детей в возрасте от 11 до 22 лет.
«Я не могу сказать вам, сколько школьных мероприятий и спортивных игр я пропустила, потому что у меня физически не было сил до них добраться. До сих пор мой муж расстраивается, когда мы говорим о том времени. Длительный COVID буквально захватил всю нашу жизнь. Это было опустошительно для меня, но не менее разрушительно и для близких. Моя семья благодарна за то, что меня вернули обратно».
Источник