Среди пациентов с циррозом печени и с баллами FIB-4 3,25 или выше частота гепатоцеллюлярной карциномы прогрессивно снижалась каждый год до 7 лет после устойчивого вирусологического ответа, однако оставалась выше 1% в год — порога, при котором требуется скрининг.
«Большинство пациентов с гепатитом С лечились и вылечились в Соединенных Штатах», — сказал Medscape Medical News доктор Джордж Иоанну, ведущий исследователь и профессор медицины в Вашингтонском университете. «После ликвидации гепатита С эти пациенты, как правило, чувствуют себя очень хорошо с точки зрения печени в целом, но единственное, о чем они должны продолжать беспокоиться, — это развитие рака печени».
Доктор Иоанну, который также является директором отдела гепатологии в Системе здравоохранения ветеранов Пьюджет-Саунд в Сиэтле, отметил, что пациенты могут проходить обследование «в течение неопределенного срока», что становится бременем и для самих пациентов, и для системы здравоохранения.
«Мы до сих пор не уверены, в какой степени риск рака печени снижается после ликвидации гепатита С с течением времени», — сказал он. «Мы до сих пор не уверены, есть ли у тех, у кого был цирроз печени до лечения гепатита С, момент времени после лечения гепатита С, когда мы можем сказать пациенту, что риск рака печени сейчас очень низок, и нам больше не нужно продолжать скрининг».
Исследование было опубликовано в Интернете в Gastroenterology.
Расчеты риска
В предыдущем исследовании доктор Иоанну с коллегами обнаружили, что риск гепатоцеллюлярной карциномы снижался в течение первых 4 лет наблюдения после устойчивого вирусологического ответа на противовирусные препараты прямого действия. Но времени последующего наблюдения было недостаточно, чтобы определить, продолжает ли риск рака снижаться до уровней достаточно низких, чтобы отказаться от скрининга. В этом исследовании Иоанну и коллеги продлили период наблюдения до 7 лет. Их интересовало, снизится ли риск рака настолько, чтобы отказаться от скрининга, особенно в отношении пациентов с циррозом печени и выраженным фиброзом до лечения.
Исследовательская группа проанализировала электронные медицинские записи из корпоративного хранилища данных взаимодействия с ветеранами национального хранилища записей Администрации здравоохранения ветеранов (VHA), разработанного специально для исследовательских целей.
В исследование были включены 29 033 пациента Системы здравоохранения ветеранов, которые были инфицированы вирусом гепатита С и получали противовирусные препараты прямого действия в период с января 2013 г. по декабрь 2015 г. У пациентов наблюдался устойчивый вирусологический ответ, который определяется как вирусная нагрузка ниже предела обнаружения не менее чем через 12 недель после завершения терапии.
Пациенты наблюдались на предмет возникновения гепатоцеллюлярной карциномы до декабря 2021 года. Затем исследователи рассчитали ежегодную заболеваемость в течение каждого года наблюдения после лечения.
Около 96,6% пациентов были мужчинами, а 52,2% — неиспаноязычными белыми. Средний возраст составил 61 год. Наиболее распространенными состояниями были расстройство, связанное с употреблением алкоголя (43,7%), расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ (37,7%), и диабет (28,9%).
Среди 7533 пациентов с циррозом печени до лечения у 948 (12,6%) развилась гепатоцеллюлярная карцинома в течение среднего периода наблюдения 4,9 года. Среди пациентов с баллом FIB-4 3,25 и выше ежегодная заболеваемость снизилась с 3,8% в первый год до 1,4% в седьмой год, но оставалась существенной вплоть до 7 лет после устойчивого вирусологического ответа. Среди пациентов с циррозом печени и высоким баллом FIB-4 годовой показатель колебался от 0,7% до 1,3% и существенно не менялся с течением времени.
Среди 21 500 пациентов без цирроза до лечения у 541 (или 2,5%) развилась гепатоцеллюлярная карцинома в течение среднего периода наблюдения 5,4 года. Частота заболеваемости была значительно выше у пациентов с высокими показателями FIB-4. Среди пациентов без цирроза печени, но с высоким баллом FIB-4, ежегодная частота оставалась стабильной, но существенной (от 0,8% до 1,3%) на срок до 7 лет.
В анализе подгрупп, в котором изучалась заболеваемость в соответствии с изменениями показателей FIB-4 до и после лечения, показатель оставался высоким среди пациентов с циррозом печени независимо от его изменения. Среди лиц без цирроза, но с постоянно высоким баллом FIB-4, заболеваемость была высокой. У пациентов без цирроза печени, у которых показатель FIB-4 снизился, заболеваемость была ниже.
«Исследование демонстрирует явное снижение риска рака печени с течением времени после лечения гепатита С в группе самого высокого риска. Это очень позитивная новость для пациентов», — сказал доктор Иоанну. «Однако даже при таком снижении риска в течение 7 лет после ликвидации гепатита С с помощью противовирусных препаратов прямого действия риск все еще достаточно высок».
Будущие проблемы
Для последующего исследования доктор Иоанну и его коллеги планируют скорректировать анализ для учета других факторов, влияющих на риск развития рака печени, таких как возраст и неалкогольная жировая болезнь печени. Другие исследования могли бы увеличить время наблюдения более чем на 7 лет и оценить, как диабет, индекс массы тела и употребление алкоголя могут повлиять на риск развития рака печени.
«Благодаря наличию безопасных и эффективных противовирусных препаратов прямого действия все большее число пациентов прошли или будут получать лечение от гепатита С», — заявила доктор Николь Ким, один из ведущих исследователей, научный сотрудник по трансплантационной гепатологии в Университете Вашингтона.
«Поэтому для нас важно лучше понять, как риск рака печени может измениться после лечения, чтобы мы могли улучшить наблюдение в этой группе пациентов», — сказала она.
Авторы исследования пишут, что результаты требуют проверки в когортах неветеранов, а также последующего наблюдения после пандемии COVID-19, когда методы скрининга и диагностики были ограничены.
«Несколько исследований показали, что эпиднадзор за гепатоцеллюлярной карциномой недостаточно используется в клинической практике, в том числе у пациентов после устойчивого вирусологического ответа», — говорит доктор Амит Сингал, клинический руководитель отдела гепатологии и медицинский директор программы лечения опухолей печени в Юго-Западном медицинском центре Техасского университета.
Доктор Сингал, не участвовавший в этом исследовании, оценивает несколько стратегий вмешательства, направленных на повышение эффективности эпиднадзора. Его исследовательская группа проводит многоцентровое рандомизированное исследование с использованием рассылаемых по почте приглашений, а также оценивает биомаркер PLSec-AFP для выявления пациентов с самым высоким риском, которым могут потребоваться более интенсивные стратегии наблюдения.
«Недавно мы подтвердили эффективность этого биомаркера у большой группы пациентов с циррозом печени, в том числе у пациентов с вылеченной инфекцией ВГС», — сказал он.
Исследование финансировалось за счет гранта NIH/NCI и VA CSR& под руководством Иоанну. Написание манускрипта было поддержано NIH под руководством Кима и соавтора Филипа Вутьена. Сингал не раскрыл никаких финансовых отношений.
Источник: https://www.medscape.com/viewarticle/977173