Новое руководство Американской коллегии кардиологов (ACC), Американской кардиологической ассоциации (AHA), Американской коллегии врачей-специалистов по заболеваниям грудной клетки (ACCP) и Общества сердечного ритма (HRS) включает новый принцип классификации фибрилляции предсердий (ФП).
«Предыдущая классификация в целом основывалась только на продолжительности аритмии и имела тенденцию делать упор на конкретные терапевтические вмешательства, а не на более целостный и междисциплинарный подход к лечению», — объяснил профессор электрофизиологии сердца в Юго-Западном медицинском центре Университета Техаса в Далласе и председатель комитета по составлению рекомендаций доктор Хосе Джоглар.
Новая классификация, использующая четыре стадии, признает ФП как «болезненный континуум», требующий различных стратегий профилактики, модификации образа жизни и факторов риска, скрининга и терапии на разных стадиях заболевания.
Стадия 1: существует риск развития ФП из-за наличия факторов риска.
Стадия 2: Пред-ФП, с признаками структурных или электрических нарушений, предрасполагающих к ФП.
3 стадия: ФП, в том числе пароксизмальная (3А), персистирующая (3B), длительно персистирующая (3C), успешная абляция при ФП (3D).
Стадия 4: Постоянная ФП
Обновленное руководство признает изменение образа жизни и факторов риска «столпом» лечения ФП и предлагает «более направленные» рекомендации, включая лечение ожирения, снижение массы тела, физическую активность, отказ от курения, ограничение употребления алкоголя, лечение гипертензии и других сопутствующих заболеваний.
«Мы должны не просто говорить пациентам, что им нужно быть здоровыми, что не имеет никакого практического значения, мы должны точно сказать, что им нужно делать. Например, сколько упражнений нужно делать или сколько веса нужно сбросить, чтобы получить результат», — комментирует профессор Джоглар.
Хорошая новость для многих людей, отметил Джоглар, заключается в том, что кофе, имеющий «плохую репутацию», можно употреблять, поскольку последние данные показывают, что он, похоже, не усугубляет ФП.
Новое руководство по-прежнему поддерживает использование шкалы CHA2DS2-VASc в качестве предиктора для определения риска инсульта, но оно также позволяет гибко использовать другие шкалы, когда существует неопределенность или когда необходимо учитывать другие факторы риска, такие как заболевание почек.
С появлением «новых и последовательных» доказательств в руководстве также подчеркивается важность раннего врачебного вмешательства и непрерывного ведения пациентов с ФП с акцентом на поддержание синусового ритма и минимизацию бремени ФП.
Катетерная абляция при ФП отнесена к 1 классу в качестве терапии первой линии у отдельных пациентов, включая пациентов с сердечной недостаточностью со сниженной фракцией выброса.
Данная рекомендация основана на недавних рандомизированных исследованиях, которые показали, что катетерная абляция превосходит фармакологическую терапию для контроля ритма.
То есть, нет необходимости пробовать антиаритмические фармакологические средства, если после обсуждения пациент и врач решают, что хотят использовать наиболее эффективный вариант вмешательства.
Новое руководство также повышает класс рекомендаций для оклюдеров ушка левого предсердия до 2a по сравнению с рекомендациями 2019 года для использования этих устройств у пациентов с долгосрочными противопоказаниями к антикоагулянтной терапии.
В нем также представлены обновленные рекомендации по ФП, обнаруженной с помощью имплантируемых и носимых устройств, а также рекомендации для пациентов с ФП, выявленной во время заболевания или хирургического вмешательства.
Источник