Почти две трети взрослых, прошедших курс пероральной иммунотерапии (ПИТ) аллергии на молоко, арахис, кунжут, яйцо или лесные орехи, достигли полной десенсибилизации в крупнейшей на сегодняшний день когорте ПИТ взрослых, утверждают исследователи из клиники аллергии Медицинского центра Шамир в Зерифине, Израиль. Медицинская школа Саклера Тель-Авивского университета сообщила в ретроспективном обзоре, недавно опубликованном в журнале Allergy.
«Наш более чем десятилетний опыт пероральной иммунотерапии для лечения многих взрослых показывает благоприятный результат и профиль безопасности для немолочных аллергенов», — сказала ведущий автор исследования доктор Наама Эпштейн-Ригби, добавив: «Что касается молока, это аллерген, который труднее лечить во всех группах населения… у взрослых показатели успеха значительно ниже, с большим количеством тяжелых реакций».
В ходе исследования в период с апреля 2010 г. по декабрь 2020 г. лечились в общей сложности 93 взрослых, средний возраст которых составлял 23 года, по сравнению с 1299 детьми и 309 подростками, получавшими лечение за тот же период.
Программа ПИТ в Медицинском центре «Шамир» амбулаторная и начинается с 3-4-дневной фазы повышения дозы, в ходе которой для каждого пациента определяется разовая максимально переносимая доза (SHTD). Эта доза затем принимается один раз в день дома в течение 24 дней с последующими фазами повышения дозировки,в которых доза может быть увеличена до четырех раз.
Это лечение продолжается до тех пор, пока не будет достигнута целевая доза для частичной или полной десенсибилизации. Целевые дозы частичной десенсибилизации (молоко 180 мг (по белку), арахис 300 мг, лесные орехи 300 мг, яйцо 1500 мг и кунжут 240 мг (по белку)) обеспечивают значительно повышенную защиту в случае случайного употребления проблемного продукта, в то время как целевые дозы полной десенсибилизации — молоко 7200 мг по белку, яйцо 6000 мг, арахис 3000 мг, лесной орех 3900 мг и кунжут (4000 мг по белку)) позволяют пациентам свободное потребление.
Более половины взрослой когорты (55,2%) лечились от аллергии на молоко, 5,2% — от аллергии на яйца, 18,8% — на арахис, 7,3% — на кунжут и 13,5% — на лесные орехи.
В общей сложности 61,5% взрослых достигли полной десенсибилизации, 18,8% достигли частичной десенсибилизации и 19,8% не достигли излечения. Для сравнения, полная, частичная и неудачная десенсибилизация имели место у 73,4%, 17,2% и 9,3% детей и у 69,6%, 20,7% и 9,7% подростков.
Было обнаружено, что у взрослых анафилактические реакции являются наиболее распространенной причиной как неполной десенсибилизации (54%), так и неэффективности лечения (70%), со значительно более высокой частотой тяжелых побочных реакций у взрослых, требующих применения эпинефрина при повышении дозы в госпитальных условиях (49% взрослых по сравнению с 15,9% детей и 26,5 % подростков; P < 0,0001 для обоих), и аналогично при домашнем лечении (22,9 % взрослых, 17,5 % подростков и 12,4 % детей).
Молоко чаще всего связано со случаями неэффективного лечения
Многофакторный анализ показал, что аллергия на молоко наиболее тесно связана с неэффективностью лечения во всей популяции (отношение шансов [ОR], 3,63, P < 0,001), и что частота неэффективности лечения была значительно выше у взрослых пациентов с ПИТ, связанной с молоком (28,3%) по сравнению с детьми (14,3%, р = 0,015) и подростками (14,1%, р = 0,022). У взрослых, получавших ПИТ от аллергии на молоко, была значительно более высокая частота реакций, требующих введения адреналина — как в стационаре, так и при домашнем лечении — по сравнению с детьми и подростками.
Несмотря на более высокие показатели неэффективности лечения и побочных реакций среди взрослых, «большинство из них достигают полной десенсибилизации», отмечают авторы, добавляя, что «повышенная частота побочных реакций и неэффективности лечения обусловлена ПИТ аллергии на молоко. У взрослых пациентов, принимавших ПИТ для других пищевых продуктов, таких как арахис, лесные орехи, кунжут и яйца, частота тяжелых реакций в домашних условиях и неэффективности лечения низка и сопоставима с показателями у более молодых пациентов. Что важно, частота полной десенсибилизации высока у пациентов, принимавших немолочную ПИТ, достигая более 80%, и аналогична таковым у детей и подростков».
«Наш основной вывод заключается в том, что в отличие от немолочных аллергенов, при которых пациентам можно назначать пероральную иммунотерапию в любом возрасте, пациентам с аллергией на молоко следует назначать лечение в молодом возрасте, чтобы повысить показатели успеха», — пояснила доктор Эпштейн-Ригби.
Учитывая скудность данных о применении ПИТ у взрослых, результаты «должны немного обнадежить клиницистов и взрослых пациентов с пищевой аллергией в том, что ПИТ может позволить им вести более комфортную жизнь», — прокомментировал доктор Ричард Вассерман, авторитет в этой области, не участвовавший в исследовании.
Добавив, что израильская группа «внесла еще один ценный вклад» в эту область, Вассерман, аллерголог/иммунолог из Allergy Partners в Далласе, Северный Техас, отметил важное различие между двумя категориями десенсибилизации в исследовании. «В то время, как целью для некоторых пациентов является неограниченное потребление пищи, являющейся аллергеном, так называемое «свободное питание», основной целью ПИТ для большинства пациентов является снижение риска реакции на случайное употребление».
Доктор Вассерман также сказал, что более высокая частота неудач при молочной ПИТ «неудивительна. Среди аллергологов, опытных в области ПИТ, были отдельные комментарии о том, что молочная ПИТ особенно трудно давалась их пациентам». Однако, по его словам, поскольку большинство пациентов с аллергией на молоко или яйца переросли свою аллергию к 18 годам, взрослые пациенты, все еще страдающие аллергией на молоко или яйца, «могут представлять собой субпопуляцию пациентов с пищевой аллергией, представляющих уникальный фенотип».
Но Вассерман предостерег от экстраполяции израильских результатов на Северную Америку, «потому что их режим повышения дозы сильно отличается от того, который используется в большинстве центров, практикующих использование ПИТ, в Северной Америке, которые увеличивают дозу еженедельно или раз в две недели, пока не будет достигнута целевая доза».
«Я не уверена, что это повлияет на наши результаты», — ответила Эпштейн-Ригби, добавив, что, хотя она не слишком хорошо знакома с протоколами Северной Америки, «я знаю, что одно из основных отличий заключается в том, что наш протокол индивидуален… и… обычно предустановлен, неиндивидуализированные протоколы имеют лучшие профили безопасности, чем индивидуальные».
Финансирование исследования не декларировалось. Авторы сообщают об отсутствии соответствующих финансовых отношений. Вассерман является вице-президентом благотворительной организации Food Allergy Support Team, миссией которой является поддержка аллергологов, применяющих ПИТ, а также исследователем компании Cour Pharmaceuticals, занимающейся лечением аллергии на арахис.
Allergy. Опубликовано в сети 3 октября 2022 г.
Источник: https://www.medscape.com/viewarticle/983327