Послеродовое посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) имеет тенденцию развиваться в течение нескольких месяцев после рождения ребенка. Поэтому необходимо проводить скрининг на него как можно раньше и обеспечивать женщин надлежащим лечением. С таким сообщением выступила на конференции Infogyn 2022 доктор Людивин Франчитто, детский психиатр из университетской больницы Тулузы, Франция.
«Ситуация такая же, как и с послеродовой депрессией. Дебаты продолжались 20 лет, прежде чем о ществовании было официально объявлено», — отметила Франчитто. «Для меня важно знать, может ли переживать травматическое стрессовое состояние мать, у которой были осложнения во время беременности или родов, чтобы понять последствия для ребенка».
В своём сообщении доктор Франчитто также отметила, что необходимо признать, что лица, которые работают в родильных отделениях, также могут подвергаться негативному влиянию, поскольку они регулярно наблюдают осложнения, которые возникают у женщин во время беременности и родов. У этих работников также может развиться посттравматическое стрессовое расстройство, требующее поддержки, чтобы они могли должным образом исполнять свои обязанности.
Согласно пятому изданию Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-V), посттравматическое стрессовое расстройство возникает после фактической (или угрожающей) смерти, серьезной травмы или сексуального насилия. У людей, которые лично были свидетелями травматического события или испытали многократное (или экстремальное) воздействие неприятных деталей травматического события, также может развиться посттравматическое стрессовое расстройство.
Франчитто напомнила некоторые критерии, необходимые для постановки диагноза.
«Навязчивые тревожные воспоминания о событии, повторяющиеся тревожные сны, связанные с этим событием, постоянное избегание стимулов, связанных с травмирующим событием, или негативные изменения в познании и настроении, связанные с травмирующим событием. И продолжительность расстройства я более 1 месяца. Также могут отмечаться заметные изменения реактивности, связанные с травмирующим событием (например, раздражительность, потеря осознания окружающей обстановки).
Встречается у 18% женщин из групп высокого риска
Согласно исследованиям, существует широкая вариабельность показателей посттравматического стрессового расстройства. Если говорить об отдельных проявлениях (например, депрессивном синдроме, суицидальных мыслях, гиперреактивности, постоянном избегании), частота может достигать 40%. Метаанализ 59 исследований, проведенный в 2016 году, показал, что распространенность посттравматического стрессового расстройства, связанного с родами, составляла 5,9%.
Авторы выделили две группы женщин: без осложнений во время беременности или родов и с тяжелыми осложнениями, связанными с беременностью, страхом перед родами, тяжелыми родами, экстренным кесаревым сечением, недоношенным ребенком с врожденными пороками, и т.д. Их анализ показал, что частота ПТСР составляет 4% и 18,5% соответственно.
Удивительно, но основным фактором риска посттравматического стрессового расстройства оказалась неконтролируемая рвота во время беременности (отмечается в 40% случаев ПТСР). Вторым фактором риска было рождение ребенка с врожденными пороками (35%), а третьим — насилие в детстве матери в анамнезе (34%). Женщины, пережившие депрессию во время родов, также подвергались более высокому риску.
Другими выявленными факторами риска были отсутствие связи с медицинским персоналом, отсутствие согласия, поддержки со стороны медицинского персонала и длительные роды. И наоборот, чувство контроля и поддержка партнера играют защитную роль.
Ранняя диагностика
«Если симптомы посттравматического стрессового расстройства не лечить после родов, они, как правило, ухудшаются в течение периода от одного до шести месяцев после рождения ребенка», — указала Франчитто. Вот почему необходимо выявить его как можно раньше — в частности, попросив женщин заполнить опросник по шкале родовых травм — и обеспечить соответствующее лечение. При стремлении ограничить последствия стресса раннее вмешательство психолога может быть полезным.
Психотерапия является рекомендуемым лечением первой линии при посттравматическом стрессовом расстройстве, особенно когнитивно-поведенческая терапия и терапия десенсибилизации и переработки движением глаз. Этот подход направлен на ограничение умственного и поведенческого избегания, которое препятствует интеграции и обработке травматических воспоминаний как обычных воспоминаний.
Последствия посттравматического стрессового расстройства матери для ребенка хорошо задокументированы. «Дети, у матерей которых было посттравматическое стрессовое расстройство во время беременности, имеют меньший вес при рождении и более короткую продолжительность грудного вскармливания», — сообщила Франчитто. Что касается качества отношений между матерью и ребенком и долгосрочного развития ребенка, «исследования дают крайне противоречивые результаты».
В конце выступления профессор Исраэль Нисанд, акушер-гинеколог Американской больницы в Париже и экс-президент Коллегии французских гинекологов и акушеров, сделал следующий комментарий: «Я часто думаю, что мы недооцениваем последствия, которые посттравматический стресс матери оказывает на ребенка после родов». Он добавил: «Послеродовое посттравматическое стрессовое расстройство — это реальность. Тем не менее, оно не диагностируется, не говоря уже о лечении, хотя имеет серьезные последствия для ребенка».
Франчитто также упомянула о влиянии на медицинских работников, «вторичных жертв» травмирующих событий, происходящих при уходе за женщинами в родильном отделении. «Предполагаемая распространенность симптомов посттравматического стрессового расстройства среди акушерок составляет 22,9%», что может привести к «потере доверия и желанию уйти из профессии».
Психологическое образование медицинского персонала
Франчитто считает, что очень важно также защищать тех, кто ухаживает за пацинтками в родильных домах. «Важно иметь поддержку коллег» — в частности, руководителей групп — «и делиться своим опытом», если вы знаете, как распознавать симптомы посттравматического стресса по своим эмоциям и способны их вербализовать.
Далее она сказала, что поэтому следует поощрять психологическое образование медицинского персонала, а также «обучение на основе моделирования тому, как справляться с проблемными ситуациями».
Источник: https://www.medscape.com/viewarticle/984105