«Результаты субанализа третьей фазы исследования ADVANCE «поднимают планку» в представлении пациентам клинически значимой пользы препарата», — говорит ведущий исследователь доктор Ричард Б. Липтон, профессор неврологии медицинского колледжа им. Альберта Эйнштейна и директор Центра головной боли Монтефиоре в Бронксе, Нью-Йорк. «Пациенты и врачи хотят получить полную картину того, чего ожидать от терапии, и наличие таких фактов существенно дополняет для них данные об эффективности. Согласно результатам исследования, атогепант является важным дополнением к группе средств для лечения мигрени, так как больше не нужно увеличивать дозировки, ведь эффект от данного препарата проявляется быстро, а побочные эффекты относительно редки».
«Удивительно эффективное»
Исследование ADVANCE — многоцентровое, рандомизированное, двойное слепое, плацебо-контролируемое клиническое исследование третьей фазы с параллельными группами, в котором пациенты с мигренью принимали перорально в течение 12 недель либо различные суточные дозы атогепанта (10, 30 и 60 мг), либо плацебо. Основные результаты исследования ADVANCE были опубликованы в прошлом году в The New England Journal of Medicine. Они показали, что среднее количество дней с мигренью в месяц (КДММ) у участников уменьшилось примерно на 4 для группы с активным веществом по сравнению с 2,5 днями для группы плацебо; разница была статистически значимой (P <0,001).
Субанализ проводился в группе пациентов со снижением КДММ за 12 недель на 25% и более. В него вошли 902 участника (средний возраст 41,6 года, 88,8% женщин, 83,4% белых, 13,7% афроамериканцев или чернокожих). Исходное среднее значение КДММ составило 7,6. Лечение атогепантом привело к снижению среднего значения КДММ на 50% или более у 55,6% пациентов в группе 10 мг, 58,7% — в группе 30 мг и 60,8% — в группе 60 мг, по сравнению с 29% в группе плацебо. (Р < 0,001).
Отношение шансов достижения 50% или более снижения КДММ для атогепанта по сравнению с плацебо составило 3,1 (95% ДИ, 2,1–4,6) для группы 10 мг, 3,5 (95% ДИ, 2,4–5,3) — для группы 30 мг и 3,8 (95% ДИ, 2,6-5,7) — для группы 60 мг.
Процент участников, сообщивших о снижении среднего значения КДММ на 25% и более, был выше во всех группах , получавших исследуемый препарат, по сравнению с группой плацебо (P < 0,002), как и участников, сообщивших о снижении среднего значения КДММ на 75% или более (P < 0,001).
Среди сообщивших о стопроцентном снижении среднего КДММ достоверность отличий от плацебо прослеживалась во всём диапазоне дозировок (P = 0,004 для 10 мг, P = 0,02 для 30 мг и P = 0,003 для 60 мг).
«Атогепант и плацебо различались практически всегда, за исключением некоторых случаев в группе с дозой 10 мг», — сказал Липсон. «Я думаю, что это удивительно эффективное лекарство».
Хорошо переносится
Традиционная пероральная терапия мигрени, включающая бета-блокаторы и противосудорожные средства, заключается в назначении низких стартовых доз препаратов и постепенном увеличении дозировок. Однако это исследование показало, что все дозы атогепанта были эффективны в течение первых 4 недель для всех групп респондентов, отметил Липтон: «Вам не нужно увеличивать дозу, притом положительный эффект проявляется очень быстро».
Более высокие дозы, по-видимому, давали наибольшую частоту положительного ответа. Липтон, опытный специалист по головным болям, сказал, что почти всегда начинает лечение с 60 мг, но может снизить ее до 30 мг, если пациента начинает беспокоить запор.
Пролеченные пациенты сообщили, что чувствуют себя лучше или намного лучше. При оценке по критерию «Общее впечатление пациента об изменении» в группах респондентов, получавших исследуемый препарат, было больше положительных ответов (10 мг — 72,1%, 30 мг — 73,2% и 60 мг — 76,1%), чем в группе плацебо (46,1%).
Пациенты также сообщали о том, что они довольны или очень довольны лечением. Большая часть пациентов в каждой группе атогепанта соответствовала критериям удовлетворенности лечением, чем пациенты в группе плацебо (77,7–82,6% для группы атогепанта против 54,8% для группы плацебо; P < 0,001).
Атогепант хорошо переносился, новых проблем с безопасностью не возникало. Процент участников, сообщивших о побочных эффектах, возникших после лечения, был одинаковым во всех группах атогепанта (52,9% в группе 10 мг, 52,2% в группе 30 мг и 53,7% в группе 60 мг по сравнению с 56,8% в группе плацебо). Наиболее часто сообщаемыми побочными эффектами для атогепанта были запор и тошнота.
Нет опасных побочных эффектов?
Доктор Элизабет Лодер, профессор неврологии Гарвардской медицинской школы в Бостоне, Массачусетс, не входившая в состав группы исследователей, сказала, что исследование было проведено хорошо и дополняет доказательства эффективности и безопасности пероральных ингибиторов кальцитонин-ген-связанных пептидов. Однако, она отметила, что только один из вторичных анализов, представленных в статье (50% или более респондентов), был заранее запланированным контролируемым результатом. «Авторы правильно указывают на это ограничение и говорят, что другие результаты нуждаются в дальнейшем изучении». По словам доктора Лодер, «Препарат явно более эффективен, чем плацебо, хотя, возможно, немного менее эффективен, чем другие профилактические методы лечения, такие как лечение инъекционными антителами против кальцитотин-ген-связанных пептидов. Однако, без прямого сравнения сложно сделать такие выводы. Как и следовало ожидать от лечения, воздействующего на кальцитотин-ген-связанные пептиды, преимущества атогепанта очевидны на ранних этапах лечения. Зависимость дозы от эффекта кажется интересной, но разница между дозами не кажется существенной. Тем не менее, поскольку этот класс препаратов хорошо переносится, вероятно, нет опасных побочных эффектов при использовании более высоких доз, если они немного более эффективны, чем более низкие дозы».
Исследование спонсировалось компанией Allergan до ее приобретения компанией AbbVie. Липтон сообщил, что получал личные гонорары за дизайн исследования, анализ данных и участие в работе консультативного совета от Allergan/AbbVie во время проведения исследования, а также гранты и нефинансовую поддержку от Allergan/AbbVie, гранты и личные гонорары от Amgen, личные гонорары от Eli Lilly, гранты, личные вознаграждения и акции/опционы на акции от Biohaven, гранты и личные вознаграждения от GlaxoSmithKline, личные вознаграждения от Impel, гранты от BioDelivery Sciences International, гранты и личные вознаграждения от Teva, опционы на акции и гранты от Manistee, а также опционы на акции от Ctrl M Health вне представленной работы. Лодер не сообщила о соответствующих финансовых отношениях.
Источник: https://www.medscape.com/viewarticle/976075?src=#vp_1