Хотя лечение метформином связано со значительным снижением смертности при диабете 2 типа по сравнению с лечением другими классами противодиабетических средств, применение метформина не обеспечивает снижение смертности до уровня популяции людей без диабета.
Лечение ингибитором натрий-глюкозного котранспортера 2 типа (иНГКТ-2) также связано с достоверным увеличением продолжительности жизни по сравнению с лечением другими сахароснижающими препаратами. При этом выживаемость людей с диабетом 2 типа при лечении иНГКТ-2 была приблизительно такой же, как у людей без диабета. Кроме того, при применении иНГКТ-2 наблюдается значительно более низкая смертность от рака.
Для чего это нужно?
Предыдущие исследования имели ограниченную продолжительность наблюдения, небольшой размер выборки, исключали пациентов с существовавшими ранее злокачественными новообразованиями и не сравнивали выживаемость с людьми без диабета 2 типа.
Оценка изменений в выживаемости, связанных с приемом различных сахароснижающих препаратов, может помочь в выборе препаратов второго ряда.
Результаты должны побудить клиницистов рассмотреть возможность использования метформина и препарата иНГКТ-2 в качестве одно- или двухкомпонентной терапии первой линии у людей с диабетом 2 типа.
Дизайн исследования
Это проспективное популяционное исследование 410389 взрослых британцев, зарегистрированных в медицинской базе данных в 2006–2010 гг, в том числе 43610 человек, у которых на момент регистрации был диагностирован диабет 2 типа.
Среди пациентов с диабетом 2 типа 57% принимали метформин, 21% инсулин, 16% сульфонилмочевину, 14% ингибитор дипептидилпептидазы 4 (иДПП-4), 8% иНГКТ-2 и 4,2% агонист рецептора глюкагоноподобного пептида-1 (арГПП-1). Менее 2% принимали другие препараты.
Треть людей с диабетом 2 типа, включенных в обзор, получали монотерапию, а 31% не принимали никаких противодиабетических препаратов.
Исследователи использовали стратегию псевдорандомизации. Они индивидуально сопоставили каждого человека, у которого был диабет 2 типа и которому был назначен интересующий препарат, либо с кем-то с диабетом 2 типа, кому не было назначено интересующее лекарство, либо с кем-то без диабета 2 типа, с сопоставлением в зависимости от ковариантного сходства.
Ключевые результаты
В среднем за 12 лет наблюдения уровень смертности был самым высоким среди принимавших препараты сульфонилмочевины — 7,6% и инсулин — около 10%. Самые низкие показатели смертности были среди тех, кто принимал иНГКТ-2 или арГПП-1.
В анализе соответствия ковариата ближайшего соседа у людей с диабетом 2 типа только метформин с коэффициентом риска 0,40 и иНГКТ-2 с коэффициентом риска 0,47 связаны со значительным снижением смертности от всех причин по сравнению с людьми, которые получали другие препараты.
По сравнению с людьми без диабета 2 типа, только иНГКТ-2 дают преимущество в выживаемости. Лечение с помощью иДПП-4 показало значительное преимущество в выживаемости в пропорциональном многомерном анализе рисков Кокса, но не в оценках Каплана-Мейера, а метформин не улучшал выживаемость у людей с диабетом 2 типа по сравнению с сопоставимыми участниками без диабета 2 типа.
Те, кто использовал как иНГКТ-2, так и метформин, имели значительное преимущество в выживаемости по сравнению с теми, кто лечился только метформином, и по сравнению с людьми без диабета 2 типа.
Ограничения
Различия в биодоступности, сходстве и дополнительных эффектах отдельных соединений в одном и том же классе препаратов могут влиять на долгосрочные результаты, а эффект отдельного препарата в каждом из исследуемых классов препаратов может быть потерян или завышен при анализе в комбинации с другими лекарствами в этом классе лекарственных средств.
Пациенты, включенные в исследование, имели относительно короткое время применения препаратов отдельных классов, которые были введены совсем недавно, в частности, иНГКТ-2, арГПП-1 и иДПП-4.
Анализ данных основывался на характеристиках пациентов, определенных на момент ввода в базу данных Британского биобанка, и поэтому не полностью отражает ни клинические события, ни изменения в физических характеристиках и образе жизни на протяжении всего периода наблюдения.
Исследование не получило коммерческого финансирования.
Ни у одного из авторов не было раскрытия информации.
Источник