Метаанализ 16 исследований показал циркадный характер в 71% приступов кластерной головной боли (3490 из 4953) с четким циркадным пиком между 21:00 и 03:00.
Мигрень также была связана с циркадным ритмом в 50% случаев (2698 из 5385) в восьми исследованиях с четким циркадным минимумом между 23:00 и 7:00.
Сезонные пики были также очевидны и для кластерной головной боли (весной и осенью), и для мигрени (с апреля по октябрь).
«В краткосрочной перспективе эти результаты помогают нам объяснить пациентам, что головная боль в 8 утра связана с их внутренними биологическими часами, а не с подушкой, завтраком или утренними лекарствами», — сообщает исследователь Марк Бёриш, доцент кафедры нейрохирургии Медицинской школы Макговерна в UTHealth Houston, — «В долгосрочной перспективе эти результаты свидетельствуют о том, что лекарства, воздействующие на циркадную систему, могут быть эффективны у пациентов с мигренью и головной болью».
Исследователи сообщают, что в разных исследованиях хронотип был «сильно вариабельным» как для кластерной головной боли, так и для мигрени.
Кластерная головная боль была связана с более низким уровнем мелатонина и более высоким уровнем кортизола по сравнению с контрольной группой без кластерной головной боли.
На генетическом уровне кластерная головная боль была связана с двумя основными циркадными генами (CLOCK и REV-ERB-alpha), и пять из девяти генов, повышающих вероятность возникновения кластерной головной боли, являются генами с циркадным характером экспрессии.
Мигренозная головная боль была связана с более низким уровнем мелатонина в моче и с основными циркадианными генами, CK1-delta и ROR-alpha, и 110 из 168 генов, связанных с мигренью, были генами, контролируемыми временем суток.
«Данные свидетельствуют о том, что оба вида головной боли имеют сильный циркадный характер на нескольких уровнях, в особенности кластерная головная боль», — написал Марк Бёриш в пресс-релизе, — «Это усиливает понимание важности гипоталамуса — области мозга, в которой находятся основные биологические часы — и его роли в кластерной головной боли и мигрени. Это также поднимает вопрос о генетике триггеров, таких как изменения сна, которые известны как триггеры мигрени и являются сигналами циркадного ритма организма. Мы надеемся, что в будущих исследованиях будут рассмотрены циркадные препараты как новый вариант лечения пациентов с мигренью и кластерной головной болью».
Важность регулирования сна
Авторы сопроводительной редакционной статьи отмечают, что, хотя исследование не имеет непосредственных клинических последствий, оно предлагает лучшее понимание того, как хронобиологические факторы могут влиять на лечение.
«Как минимум, целесообразны вмешательства, которые регулируют и улучшают сон (например, приём мелатонина, когнитивно-поведенческая терапия), и которые являются безопасными и простыми в применении; они могут быть полезны для пациентов, подверженных смещению циркадных ритмов или нарушениям сна», — пишут Хайди Саверленд и Лин Гриффитс, Квинслендский технологический университет, Австралия, — «Лечение сопутствующих заболеваний, которые приводят к нарушениям сна, также может помочь в лечении головной боли. Кроме того, следует учитывать хронобиологические аспекты любых фармакологических средств, поскольку некоторые часто используемые препараты от головной боли и мигрени могут модулировать циркадные циклы и влиять на выражение циркадных генов (например, верапамил) или иметь побочные эффекты, связанные со сном».
Ограничением исследования было отсутствие информации о факторах, которые могли повлиять на циркадный цикл, таких как лекарства; другие расстройства, такие как биполярное расстройство; или проблемы с циркадным ритмом, такие как работа в ночную смену.
Исследование было поддержано грантами Японского общества содействия науке, Национальных институтов здравоохранения, Фонда Уэлча и Фонда исследования головной боли Уилла Эрвина. Бёриш является неоплачиваемым членом медицинского консультативного совета Clusterbusters и участников клинических исследований кластерной головной боли, финансируемых Lundbeck. Саверленд получила грант от Фонда исследования мигрени США и поддержку института от Технологического университета Квинсленда для генетических исследований. Гриффитс получила грант от Австралийского NHMRC, Министерства обороны США (DOD) и Фонда исследования мигрени США, а также финансирование за консультационные услуги от TEVA.
Neurology. Опубликовано в сети 29 марта 2023 г.
Источник