На ежегодном конгрессе Crohn's & Colitis Congress®, организованном при партнерстве Фонда Crohn's & Colitis Foundation и Американской гастроэнтерологической ассоциации, доктор Джеймс Д. Льюис из Пенсильванского университета в Филадельфии рассказал об исследованиях как на животных, так и на людях, указывая на некоторые широко используемые пищевые добавки, такие как карбоксиметилцеллюлоза (КМЦ), полисорбат 80 и каррагинан, как на потенциальные провоцирующие факторы желудочно-кишечного воспаления: «Экстраполируя опыты над мышами на людей, я думаю, мы можем сказать, что пищевые добавки могут способствовать и развитию, и сохранению ВЗК, но не все добавки влияют одинаково. Некоторые добавки, по-видимому, оказывают вредное воздействие на микробиоту кишечника, в то время как другие могут оказывать пагубное влияние посредством таких механизмов, как стресс эндоплазматического ретикулума. Похоже, что некоторые люди могут быть немного более чувствительны к добавкам, чем другие, и если бы мы собирались использовать какое-либо из этих исследований, чтобы попытаться дать какой-то совет, возможно, мы бы сказали, что пациентам и их ближайшим родственникам с ВЗК, возможно, следует избегать продуктов с высоким содержанием биодобавок, и, если нет других причин, матерям или людям с историей ВЗК в семейном анамнезе стоит порекомендовать кормить грудью, чтобы избежать раннего контакта с добавками, содержащимися в детских смесях».
Определены обработанные пищевые продукты
Типичная американская диета может включать большую часть обработанных пищевых продуктов, определяемых как «продукты, которые подверглись биологической, химической или физической обработке для улучшения текстуры, вкуса или срока годности».
Обработанные продукты, как правило, содержат больше жиров, добавленных сахаров и солей и меньше клетчатки и натуральных витаминов, чем продукты с минимальной обработкой.
Существует также категория продуктов высокой степени обработки, которые содержат мало или совсем не содержат цельных продуктов, но имеют высокую плотность энергии. Многие из этих «суперплохих» продуктов составляют основу американской диеты, например чипсы, хот-доги, куриные наггетсы, сухие завтраки, газированные напитки, конфеты и маргарин. По словам доктора Льюиса, эти и подобные продукты обеспечивают от 25% до 50% ежедневного потребления энергии в США и Канаде.
И Северная Америка не одинока в этом, добавил он, отмечая исследование 2015 года, показывающее, что потребление продуктов высокой степени обработки в Швеции резко увеличилось с 1960 по 2010 год, и что это увеличение совпало с ростом распространенности ожирения в этой стране.
Эмульгаторы и загустители
Доктор Льюис сосредоточился на эмульгаторах и загустителях, которые обычно добавляют в обработанные пищевые продукты и, по данным Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA), «в целом признаны безопасными».
Эмульгаторы представляют собой «молекулы, подобные моющим средствам, стабилизирующие смеси несмешивающихся (негомогенных) жидкостей».
Загустители — это добавки, повышающие вязкость жидкостей без существенного изменения других их свойств.
В дополнение к вышеупомянутым продуктам, другие распространенные добавки включают ксантановую камедь (полисахарид, используемый в качестве эмульгатора в заправках для салатов, хлебобулочных изделиях, мороженом и безглютеновых продуктах), мальтодекстрин (заменитель сахара) и соевый лецитин (производное сои, используемое в качестве эмульгатора, стабилизатора и смачивающего агента).
Доказательства вреда
Доктор Льюис отметил, что в 2013 году исследователи из Ливерпульского университета, Англия, опубликовали гипотезу, предполагающую, что потребление эмульгаторов в обработанных пищевых продуктах может способствовать развитию болезни Крона за счет усиления бактериальной транслокации. Их гипотеза была частично основана на доказательствах того, что «очень небольшие концентрации эмульгатора полисорбата 80 усиливают бактериальную транслокацию через кишечный эпителий. Непереваренные эмульгаторы могут усиливать бактериальную транслокацию, особенно в тонкой кишке, где слой пристеночной слизи не сплошной».
Авторы также предположили, что их гипотеза может быть проверена в клинических исследованиях, сравнивающих энтеральное питание с эмульгаторами и без них.
Другим наводящим на размышления, если не окончательным доказательством потенциальной связи между добавками и ВЗК, являются данные, показывающие, что ВЗК очень редко встречаются у маленьких детей.
«На ранних этапах жизни вы не потребляете много продуктов высокой степени обработки. Действительно, уровень потребления, по крайней мере, фаст-фуда, который вы можете рассматривать почти как суррогат продуктов высокой степени обработки, резко возрастает, когда люди доходят до подросткового возраста, и это то самое время, когда мы действительно наблюдаем большой всплеск заболеваемости ВЗК», — сказал доктор Льюис.
Связь между потреблением пищи высокой степени обработки и последующим развитием ВЗК, в первую очередь болезни Крона, также подтверждается данными I и II исследования здоровья медсестер (NHS I, II) и исследования здоровья медицинских работников (HPFU). Среди 245112 участников с примерно 5,5 миллионами человеко-лет наблюдения квартиль с самым высоким потреблением продуктов высокой степени обработки был связан с 70% увеличением риска развития болезни Крона (коэффициент риска 1,70, P = 0,0008) по сравнению с квартилем с низким уровнем потребления продуктов данного типа.
Исследования на животных
Доказательства возможного механизма, посредством которого эмульгаторы и загустители вызывают изменения в кишечнике, получены из исследования, опубликованного в журнале Nature в 2015 году, которое показывает, что добавление КМЦ и полисорбата 80 в питьевую воду мышей приводило к серьезным сдвигам в микробиоте кишечника как у дикого типа, так и в линии мышей с подавленной выработкой интерлейкина-10 (ИЛ-10), моделей для ВЗК.
Когда добавки примешивали в воду, у мышей происходило истончение слоя пристеночной слизи, что позволяло бактериям приближаться к эпителию.
«Когда добавляли их в питьевую воду мышей с подавленной выработкой ИЛ-10, которые уже предрасположены к развитию колита, у них появлялось гораздо больше шансов развития колита в течение 3 месяцев», — сказал доктор Льюис.
От мыши к человеку
Д-р Льюис кратко обобщил результаты исследования FRESH, которое он и его коллеги недавно опубликовали в журнале «Gastroenterology». В этом исследовании участвовали 16 здоровых взрослых добровольцев, которые согласились принимать пищу в исследовательском центре, которые были выбраны случайным образом для получения либо диеты без эмульгаторов, либо идентичной диеты, обогащенной 15 г КМЦ ежедневно в течение 11 дней.
«Я отмечу, что это большое количество карбоксиметилцеллюлозы», — сказал доктор Льюис.
У добровольцев, получавших диету, обогащенную КМЦ, наблюдалось небольшое усиление дискомфорта в животе после еды и снижение видового разнообразия микробиоты кишечника. Кроме того, у этих участников наблюдалось снижение уровня короткоцепочечных жирных кислот и свободных аминокислот, являющихся индикаторами здоровой среды кишечника.
«Кроме того, мы выявили 2 субъекта, потребляющих КМЦ, у которых наблюдалось повышенное вторжение микробиоты в обычно стерильный внутренний слой слизи, центральный признак воспаления кишечника, а также резкие изменения в составе микробиоты», — написали исследователи.
Доктор Льюис процитировал отдельное небольшое исследование, проведенное учёными из Иллинойского университета в Чикаго и Чикагского университета. Исследователи рандомизировали пациентов с язвенным колитом (ЯК) в стадии ремиссии для приема плацебо или добавок, содержащих каррагинан — пищевую добавку, полученную из морских водорослей, которая, как было показано, вызывает воспаление как в лабораторных условиях, так и на животных моделях. Авторы отметили, что количество каррагинана в капсулах было меньше, чем в среднем ежедневном западном рационе.
Участников опрашивали во время телефонных интервью каждые 2 недели или до рецидива, который определялся как увеличение индекса активности простого клинического колита (SCCAI) на 2 и более пунктов и интенсификация лечения ЯК.
Из 12 пациентов, завершивших исследование, у 3 в группе приёма каррагинана наблюдались рецидивы по сравнению с 0 пациентов в группе плацебо (P = 0,046). Рецидивы возникли через 5, 32 и 42 недели наблюдения.
Исключения из правил
«Неясно, вредны ли все добавки», — сказал доктор Льюис, указывая на плацебо-контролируемое исследование, предполагающее благотворное влияние соевого лецитина на пациентов с язвенным колитом. Добавка состоит не менее чем на 30% из фосфатидихолина, компонента кишечной слизи.
Он также отметил, что в настоящее время проводится рандомизированное плацебо-контролируемое исследование, сравнивающее диету с низким содержанием добавок и обычную диету у 154 пациентов с умеренно активной стабильной болезнью Крона.
Модератор сессии, доктор Майкл Дж. Розен, детский гастроэнтеролог в Медицинском центре Стэнфордского университета в Пало-Альто, Калифорния, сообщил новостной организации, что пищевые добавки действительно влияют на течение заболевания у пациентов с ВЗК.
«Я действительно думаю, что есть пациенты с ВЗК, которые, возможно, генетически предрасположены к чувствительности к определенным компонентам диеты», — сказал он в интервью, — «В частности, в педиатрии есть доказательства того, что диеты могут иметь некоторую эффективность в лечении. Это требует дальнейшего изучения, но одна общая черта этих диет заключается в том, что они, как правило, исключают обработанные продукты и сосредотачиваются на цельных продуктах».
Работа доктора Льюиса поддерживается грантами Национального института здравоохранения, а также компаний AbbVie, Takeda, Janssen и Nestlé Health Science. Он работал консультантом и членом совета по мониторингу безопасности данных в нескольких организациях. Д-р Розен сообщил об отсутствии конфликта интересов, который следовало бы раскрыть.
Источник