Оземпик, еженедельная инъекция которого помогает повысить чувствительность к инсулину у людей с диабетом 2 типа, также подавляет аппетит, что приводит к потере веса. Истории знаменитостей, использующих препарат не по прямому назначению, чтобы сбросить несколько килограммов, вызвали взрыв интереса. И теперь люди с диабетом — люди, чьи жизни можно было бы спасти с помощью этого препарата — с трудом находят его.
Ким Кардашьян и Илон Маск
Весной Ким Кардашьян резко похудела, чтобы влезть в платье Мэрилин Монро для Met Gala. Вскоре поползли слухи, что она использовала для этого Оземпик. Далее Илон Маск написал в Твиттере о собственном опыте применения Оземпик и родственного ему препарата Вегови.
Издание Variety назвало Оземпик «главным секретом Голливуда, особенно с учетом того, что его самые активные пользователи не страдают преддиабетом и не нуждаются в лекарстве». Богатые и знаменитые тратят от 1200 до 1500 долларов в месяц, чтобы получить препарат.
Как это часто бывает, широкое нецелевое использование стало трендом. Видео на TikTok с хэштегом #ozempic набрало более 275 миллионов просмотров, а #ozempicweightloss (потеря веса с помощью Оземпик) — более 110 миллионов.
Возникают опасения по поводу того, кто именно смотрит эти видео и какой вывод они делают.
«Сорок два процента американцев страдают ожирением, а еще больше — избыточным весом. Это влияет на нашу молодежь и наших подростков», — говорит доктор Кэролайн Аповиан, содиректор Центра контроля веса и хорошего самочувствия в Brigham and Women's Hospital в Бостоне. «Они обращаются за помощью к TikTok и другим социальным сетям».
Новое исследование показывает, насколько вредным это может быть: исследователи проанализировали 1000 видеороликов с хэштегами, связанными с питанием, едой и весом, которые в совокупности набрали более 1 миллиарда просмотров. Они обнаружили, что почти все сообщения отмечали потерю веса и худобу.
Эффективность аналогов ГПП-1 при ожирении
Оземпик — это торговая марка датской фармацевтической компании Novo Nordisk для семаглутида, действие которого имитирует натуральный гормон, известный как ГПП-1 (глюкагоноподобный пептид-1). Он попадает в мозг и вызывает чувство сытости при меньшем потреблении пищи, что и приводит к потере веса. В одном 68-недельном исследовании семаглутид помог пациентам сбросить в среднем 15% массы тела. Но это не чудодейственное лекарство: все равно необходимы изменение пищевых привычек и физическая активность.
FDA одобрило Оземпик для лечения диабета 2 типа в 2017 году. Четыре года спустя Novo Nordisk получила зеленый свет на версию с более высокой дозой, предназначенную специально для людей с ожирением. Вегови одобрен для использования только в тех случаях, когда ИМТ пациента не менее 27 в сочетании с одним или несколькими заболеваниями, связанными с весом, или ИМТ 30 или более — без коморбидных состояний.
«Эти препараты преобладают в моей практике, потому что они очень эффективны», — говорит доктор Аманда Веласкес, директор отделения лечения ожирения в медицинском центре Cedars-Sinai в Лос-Анджелесе. «Препарат считается безопасным, поэтому большинство пациентов являются хорошими кандидатами для его применения».
Спрос превысил предложение
По мере того, как распространялись слухи о том, насколько хорошо работают Оземпик и Вегови, сообщения в социальных сетях побуждали еще больше людей искать эти препараты. Сейчас спрос превышает предложение — по данным FDA, Оземпик будет доступен в ограниченном количестве.
«В Голливуде люди худеют на 4,5 килограмма, получая препарат за 1500 долларов в месяц, и истощают запасы для людей, у которых такое тяжелое ожирение, что оно приводит к застойной сердечной недостаточности и диабет», — говорит доктор Аповиан. «Эти люди могут умереть без этих препаратов, а вы используете их только для косметической потери веса. Это прискорбно».
В дополнение к огромному спросу, у Вегови также были сбои в цепочке поставок. Сейчас он вообще недоступен в более низких дозировках, что способствует росту спроса на Оземпик не по прямому назначению. Novo Nordisk рассчитывает решить производственные проблемы к началу 2023 года, а вскоре после этого начнется распределение.
Цена
При базовой цене Вегови 1350 долларов в месяц американские страховые организации Medicaid, Medicare и многие другие страховые компании не обеспечивают его назначение. Хотя ожирение — это болезнь, страховая индустрия рассматривает потерю веса как проблему тщеславия, поэтому большинство жителей США не сможет себе позволить это лекарство, даже если оно появится в продаже.
«Мы видим, что примерно половина рецептов, которые мы выписываем, не покрывается страховыми компаниями», — говорит Аповиан. «А для той половины, которая покрыта, мы должны делать особое обоснование, которое занимает несколько дней и является трудоемким». В некоторых случаях, по ее словам, страховые компании отзывают разрешение через 3 месяца, если не видят достаточного снижения веса.
Это не значит, что пациент может принимать Вегови в течение 3 месяцев, немного похудеть и ожидать, что вес останется в норме. Лекарство требует реальной приверженности, потенциально на всю жизнь. Это происходит потому, что как только семаглутид покидает нервную систему, аппетит возвращается. В одном исследовании люди восстановили две трети веса, который они потеряли, в течение года после прекращения лечения.
Многие видят двойные стандарты в отказе страховых компаний покрывать расходы на лекарство, которое может предотвратить серьезное заболевание или смерть.
«Они говорят, что нерентабельно давать Вегови 42% американцев, у которых ИМТ превышает 30. Говорили ли они так, когда появились статины?» — говорит Аповиан. «Почему они делают это с лекарствами от ожирения? Это культура. Культура не готова принять ожирение как болезнь».
Неприятные побочные эффекты
Давайте предположим, что вы один из счастливчиков — ваша страховка покрывает Вегови, и вы действительно можете найти какое-то его количество. Вы можете обнаружить, что его использование — не прогулка в парке. Основные побочные эффекты — это желудочно-кишечные расстройства, такие как тошнота, рвота и диарея.
«Способ противодействия побочным эффектам заключается в том, чтобы начинать терапию очень медленно, с низких доз этих лекарств», — говорит Аповиан. «Мы увеличиваем дозировку только тогда, когда у пациента нет тошноты или ему становится лучше».
Элиза Дэвенпорт была рада попробовать Вегови. «Я провела онлайн-исследование. Я из тех, кто интересуется ранним внедрением, техническими гаджетами и прочим», — говорит 40-летняя технический писатель. «Я хотела попробовать это средство, потому что я пробовала слишком много других, которые не работали совсем, либо в долгосрочной перспективе».
Имея ИМТ более 30, Дэвенпорт получила право на прием препарата. Она подписалась на программу, гарантирующую страховое покрытие, и начала получать терапию в октябре 2021 года. Сначала побочные эффекты были легкими, лишь небольшая тошнота и диарея. И результаты были впечатляющими. Ей было легко наедаться небольшими порциями, и она избавилась от тяги к сахару и продуктам с высокой степенью обработки. Вес падал, примерно 2 килограмма в неделю.
Оказывается, это слишком много и слишком быстро. Аповиан и Веласкес говорят, что их пациенты при тщательном наблюдении теряют около 1 килограмма каждую неделю.
К началу декабря побочные эффекты у Дэвенпорт усилились. Из-за нехватки более низких доз страховая программа не смогла сразу подстроить её курс лечения. Ее все время тошнило, настолько сильно, что чистка зубов вызывала у нее рвоту, и ей приходилось заставлять себя есть. В некоторые недели ей удавалось потреблять менее 500 калорий в день. Режим сна стал неустойчивым. А затем ее депрессия, которую лекарства сдерживали годами, пошла по спирали.
«Я помню, как сидела на полу в ванной и плакала, думая, что лучше буду иметь лишний вес», — говорит она. «Раньше я получала много удовольствия от еды, и теперь у меня ничего этого не было. В тот момент это был такой безрадостный опыт».
В конце концов, дозировка была снижена, и побочные эффекты уменьшились, но ее лечащий врач посоветовал ей остановиться. К этому времени, в марте, она потеряла 25 килограммов. На данный момент она вновь набрала около 4,5.
Больше, чем просто потеря веса
Несмотря на то, что опыт Дэвенпорт не был удачным, при лучшем наблюдении она хотела бы попробовать еще раз. С одной стороны, видя, как легко было меньше есть с медицинской помощью, пациенты от многолетнего стыда.
«Наша культура рассматривает ожирение как моральный недостаток. Я поняла, что врачи и программы заставили меня чувствовать себя так, что я делаю недостаточно», — говорит Элиза Дэвенпорт. «Этот препарат заставил меня осознать, что в моем теле происходят законные физиологические процессы, которые часто исключаются из обсуждения».
Аповиан и Веласкес говорят, что их пациенты регулярно обнаруживают подобные вещи.
«Ожирение — это не болезнь силы воли. Лекарства — не самый простой выход», — говорит Веласкес. «Это хроническое рецидивирующее заболевание, и поэтому мы должны лечить его так же, как мы лечим диабет, артериальную гипертензию и другие состояния. Мы ведь никогда не будем отказывать в приеме лекарств людям с высоким артериальным давлением, советовать им работать над силой воли и отказываться от лекарств, которые им могут помочь».
Источник