По данным многоцентрового исследования, значительная доля детей и подростков во всем мире, особенно девочки или лица с высоким индексом массы тела (ИМТ), демонстрируют отклонения в потреблении пищи. Это вызывает обеспокоенность с точки зрения общественного здравоохранения и подчеркивает необходимость реализации стратегий предотвращения расстройств пищевого поведения (РПП). РПП включают нервную анорексию, нервную булимию, компульсивное переедание и иные неуточненные расстройства пищевого поведения. За последние 50 лет распространенность этих расстройств у молодых людей во всем мире заметно возросла. РПП относятся к наиболее опасным для жизни психическим расстройствам — они нередко приводят к смерти. Поскольку некоторые люди с расстройствами пищевого поведения скрывают основные симптомы и избегают или откладывают обращение к специалисту из-за стеснения, стигматизации или двойственного отношения к лечению, большинство случаев расстройств пищевого поведения остаются незамеченными и не лечатся.
Бразильские ученые провели исследования для оценки рискованного поведения и предрасполагающих факторов среди молодежи. Исследователи заметили, что вероятность столкнуться с расстройствами пищевого поведения была выше в среде молодых людей, которые боялись набрать вес, у которых была интернализация худощавого идеала, которые были чрезмерно озабочены едой, у которых были эпизоды компульсивного переедания, и которые использовали слабительные средства. Большинство участников этих исследований никогда не обращались за профессиональной помощью.
Исследование, проведенное в 2020 году, пришло к выводу, что средства массовой информации сильно влияют на формирование образа тела и создание эстетических стандартов, особенно для подростков. Затем подростки меняют свои модели питания и становятся более уязвимыми к психическим расстройствам, связанным с приемом пищи.
Группа учёных из нескольких стран провела исследование «Глобальная доля отклонений в потреблении пищи у детей и подростков — систематический обзор и метаанализ». Исследование координировал Хосе Франсиско Лопес-Хиль из Университета Кастилия-Ла-Манча, Испания. Исследователи определили уровень отклонений в потреблении пищи среди детей и подростков с помощью опросника SCOFF, который является наиболее широко используемым методом скрининга расстройств пищевого поведения.
Методы и результаты
Был проведен систематический поиск в четырех базах данных (PubMed, Scopus, Web of Science и Cochrane Library); ограничения по датам были с января 1999 г. по ноябрь 2022 г. Исследования должны были соответствовать следующим критериям: (1) участники: исследования групповых выборок детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет и (2) результат: отклонения в потреблении пищи, выявленные по опроснику SCOFF. Критериями исключения были (1) исследования, проведенные с молодыми людьми, у которых были диагностированы физические или психические расстройства; (2) исследования, которые были опубликованы до 1999 г., поскольку анкета SCOFF была разработана в этом году; (3) исследования, в которых данные были собраны во время пандемии COVID-19, из-за возможности систематической ошибки при отборе; (4) исследования, в которых использовались данные одних и тех же опросов/исследований, чтобы избежать дублирования.
Всего в систематический обзор и метаанализ было включено 32 исследования, в которых приняли участие 63 181 человек из 16 стран, в соответствии с рекомендациями «Предпочитаемые элементы отчетности для систематических обзоров и метаанализов» (PRISMA). Общая доля детей и подростков с отклонениями в потреблении пищи составила 22,36% (ДИ 95%, от 18,84% до 26,09%; P < 0,001; n = 63 181). По данным исследователей, девочки значительно чаще сообщали об отклонениях в потреблении пищи (30,03%; ДИ 95%, от 25,61% до 34,65%; n = 27 548), чем мальчики (16,98%; ДИ 95%, 13,46% до 20,81%; n = 26 170) (P < 0,001). Также было замечено, что отклонения в потреблении пищи становились более выраженным с возрастом и ростом ИМТ.
Интерпретация результатов
По словам авторов, это был первый метаанализ, который всесторонне изучил общую долю детей и подростков с отклонениями в потреблении пищи с учетом пола, возраста и ИМТ. Они выявили 14 856 (22,36%) детей и подростков с отклонениями в потреблении пищи в анализируемой популяции (n = 63 181). Вывод, сделанный исследователями, заключается в том, что в целом отклонения в потреблении пищи и расстройства пищевого поведения не похожи. «Не всем детям и подросткам, сообщившим об отклонениях в потреблении пищи (например, об избирательном питании), обязательно будет поставлен диагноз расстройства пищевого поведения. Однако отклонения в потреблении пищи в детстве или подростковом возрасте могут быть предвестниками расстройств пищевого поведения в раннем взрослом возрасте. Поэтому обнаруженные случаи вызывают беспокойство и требуют срочных действий, чтобы попытаться исправить эту ситуацию».
Исследование также показало, что доля девочек среди детей и подростков с отклонениями в потреблении пищи выше, чем мальчиков. Причины различий в распространенности в зависимости от пола участников не совсем понятны. Предполагается, что мальчики умаляют важность проблемы из-за сложившегося в обществе мнения о том, что эти отклонения в основном наблюдаются у девочек, а также из-за того, что население в целом обычно считало, что отклонения в потреблении пищи характерны исключительно для девочек и женщин. Кроме того, было отмечено, что современные диагностические критерии РПП не позволяют выявить расстройства пищевого поведения, которые чаще наблюдаются у мальчиков, чем у девочек, такие как интенсивное увеличение мышечной массы и увеличение веса с целью повышения удовлетворенности своим телом. С другой стороны, доля молодых людей с отклонениями в потреблении пищи увеличивалась с увеличением возраста и ИМТ. Этот вывод согласуется с научной литературой во всем мире.
Исследование имеет определенные ограничения. Во-первых, в анализ были включены только исследования, в которых изучались отклонения в потреблении пищи с использованием опросника SCOFF. Во-вторых, из-за перекрестного характера большинства включенных исследований причинно-следственная связь не может быть установлена. В-третьих, из-за включения компульсивного переедания и других расстройств пищевого поведения, указанных в пятом издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5), недостаточно доказательств в поддержку использования SCOFF в учреждениях первичной медико-санитарной помощи и по месту жительства для скрининга на спектр расстройств пищевого поведения. В-четвертых, в метаанализ были включены исследования, в которых анкеты использовались для самостоятельной оценки отклонений в потреблении пищи и, следовательно, социальная мотивированность и систематическая ошибка в припоминаниях могли повлиять на результаты.
Выявление масштабов отклонений в потреблении пищи и их распространения в группах риска имеет решающее значение для планирования и выполнения действий, направленных на их профилактику, выявление и лечение. Исследователи говорят, что расстройства пищевого поведения являются глобальной проблемой общественного здравоохранения, которую медицинские работники, семьи и другие члены сообщества, занимающиеся уходом за детьми и подростками, не должны игнорировать. В дополнение к диагностированным отклонениям в потреблении пищи родители, опекуны и медицинские работники должны знать о симптомах расстройства пищевого поведения, которые включают в себя такие виды поведения, как диеты для похудения, переедание, вызываемая у себя рвота, чрезмерные физические нагрузки и использование слабительных или мочегонных средств без назначения врача.
Источник