Итоги нового исследования согласуются с результатами других исследований, предполагающих более низкое качество жизни (КЖ) у подростков с СДВГ, но текущее исследование является первым известным исследованием, которое фокусируется на связи между самим диагнозом СДВГ и симптомами СДВГ и КЖ. Полученные данные показывают, что по крайней мере часть снижения качества жизни связана с самим диагнозом.
Исследователи напрямую сравнили 393 подростка с диагнозом СДВГ, установленным в детстве, с 393 подростками без диагноза СДВГ, но с гиперактивностью/дефицитом внимания.
Исследователи изучили анкеты для самостоятельного заполнения людей, которые участвовали в проспективном популяционном исследовании в Австралии. Основным итоговым показателем было качество жизни в возрасте 14–15 лет, которое измерялось с помощью шкалы оценки качества жизни Child Health Utility 9D (CHU9D).
Результаты исследования
В целом подростки с диагнозом СДВГ и без него сообщали об одинаковом уровне общего качества жизни; средняя разница в баллах CHU9D по основному результату составила –0,03 (P = 0,10). Исследователи отметили, что подростки с диагнозом СДВГ и без него также показали одинаковые показатели общего состояния здоровья, счастья и доверия сверстников.
Исследователи также рассмотрели восемь других заранее определенных показателей, о которых сообщают сами участники: оценка академической успеваемости, общее состояние здоровья, негативное социальное поведение, общее счастье, доверие сверстников, психологическое ощущение себя частью школьного коллектива, эффективность и членовредительство.
Подростки с диагнозом СДВГ в детстве более чем в два раза чаще сообщали о причинении себе вреда (отношение шансов 2,53, P менее 0,001) и демонстрировали значительно более негативное социальное поведение (средняя разница 1,56, P = 0,002) по сравнению с подростками без диагноза СДВГ.
Подростки с СДВГ, у которых в детстве был установлен диагноз, также значительно ухудшились по показателям чувства принадлежности к школьному коллективу (средняя разница -2,58, P менее 0,001), академической самооценке (средняя разница -0,14; P = 0,02) и оценке собственной эффективности (средняя разница -0,20; P = 0,007) по сравнению с подростками без диагноза СДВГ.
Средний возраст постановки диагноза СДВГ составлял 10 лет, и 72% группы с диагнозом СДВГ составляли мальчики. Исследователи отметили, что не было отмечено существенных различий в уровнях гиперактивности/дефицита внимания между девочками и мальчиками, но девочки в целом и дети с самым высоким уровнем гиперактивности/дефицита внимания в целом сообщали о худших результатах, независимо от диагноза СДВГ.
Не торопитесь с диагнозом
Хотя показатели диагностики СДВГ у детей продолжают расти, распространенность гиперактивности и дефицита внимания остается стабильной, что свидетельствует о проблемах с диагнозом, сказала в интервью старший автор исследования Александра Барратт, профессор общественного здравоохранения Сиднейского университета, Австралия.
«Наша гипотеза заключалась в том, что дети, у которых был диагностирован и, как мы предполагаем, лечился СДВГ, имели лучшие результаты по сравнению с детьми с гиперактивностью/дефицитом внимания, у которых не был диагностирован и не лечился СДВГ, но мы были удивлены, обнаружив, что, в лучшем случае, результаты не изменились, а некоторые результаты ухудшились», — сказала профессор Барратт. «Наше исследование предоставляет доказательства того, что диагноз СДВГ может непреднамеренно привести к долгосрочным вредным последствиям, особенно для детей с легкой или пограничной гиперактивностью и дефицитом внимания. Мы не можем сказать, что делать вместо этого, но ранее один из членов нашей команды рассматривал ступенчатую диагностику как альтернативный вариант для детей с легкой или пограничной степенью СДВГ».
Пошаговая диагностика включает в себя такие действия, как сбор данных о поведении из нескольких источников и проведение периода наблюдения без высказывания предположения о диагнозе и активного лечения.
Учитывая результаты нового исследования, «я бы попросила медицинских работников, осматривающих ребенка, у которого может быть СДВГ, осознавать, что существует пробел в доказательствах относительно долгосрочного воздействия диагноза СДВГ на детей, и действовать осторожно», — сказала профессор Барратт. «Что касается дополнительных исследований, срочно необходимы независимые, высококачественные, рандомизированные контролируемые исследования диагностики СДВГ у детей с легкой или пограничной гиперактивностью/невнимательностью, с долгосрочными, ориентированными на пациента результатами, включая качество жизни».
Диагностика СДВГ нуждается в улучшении
Заболеваемость и распространенность СДВГ растут, но большая часть предполагаемого увеличения СДВГ может быть связана с гипердиагностикой, «и отсутствием надежного тщательного психологического тестирования в качестве стандарта диагностики», сказал в интервью педиатр и психиатр из Университета Южной Каролины в Колумбии доктор Питер Лопер.
Текущее исследование «усиливает необходимость последовательного скрининга у тех детей, у которых диагностирован СДВГ, на наличие сопутствующих проблем с психическим здоровьем, особенно мыслей о членовредительстве. Предыдущие данные показывают, что после первоначального диагноза медицинской или психической проблемы пациенты могут испытывать чувство облегчения; однако вскоре после этого за этим следует чувство неполноценности или беспокойство, связанное с их конкретным диагнозом».
«В настоящее время СДВГ часто диагностируют у детей и подростков с помощью базовых скрининговых опросников», — сказал доктор Лопер. «Результаты этого исследования могут подкрепить призывы к более надежному и тщательному психологическому тестированию для подтверждения диагноза СДВГ», — сказал он.
По словам Питера Лопера, люди с диагнозом СДВГ иногда могут испытывать трудности с социальными навыками и отношениями с другими. «Они могут быть более склонны интернализировать свою плохую успеваемость в школе из-за того, что они «глупые» или «тупые». Дети и подростки с СДВГ должны, по возможности, участвовать во внеклассных мероприятиях, которые способствуют развитию социальных навыков. Похвала родителей за процесс/усилия, а не сосредоточение внимания только на результатах, таких как оценки, очень важна для детей и подростков с СДВГ».
Исследование было поддержано Национальным советом по здравоохранению и медицинским исследованиям Австралии. Исследователи и Питер Лопер не имели финансовых конфликтов, о которых нужно было бы сообщать.
Источник: https://www.medscape.com/viewarticle/982793