Новое исследование предполагает, что специфический профиль липидов может идентифицировать пациентов с шизофренией. Это может стать началом пути к разработке первого биохимического теста для выявления тяжелого психического заболевания.
Исследователи заявили, что, хотя до такого теста еще далеко, идентификация уникальной комбинации липидов является важным первым шагом. Однако один эксперт отметил, что липидная сигнатура, не позволяющая точно отличить пациентов с шизофренией от пациентов с биполярным расстройством (БР) и большим депрессивным расстройством (БДР), ограничивает применимость результатов.
Профиль включает 77 липидов, идентифицированных в результате большого анализа многих различных классов липидов. Такие липиды, такие как холестерин и триглицериды, составляют лишь небольшую часть оцениваемых классов.
Исследователи отмечают, что некоторые липиды в профиле, связанном с шизофренией, участвуют в определении структуры и текучести клеточной мембраны или сообщении между клетками, что может быть важно для синаптической функции.
«Вместе эти 77 липидов составляют липидомный профиль, который позволяет с очень высокой точностью различать людей с шизофренией и людей без проблем с психическим здоровьем», — сообщила исследователь доктор Ева С. Шульте из Института психиатрической феномики и геномики (IPPG) и отделения психиатрии и психотерапии Университетской клиники Мюнхенского университета, Германия.
«Примечательно, что мы не обнаружили больших различий в профилях между пациентами с первым психотическим эпизодом, которых лечили всего несколько дней, и людьми, получающими длительную антипсихотическую терапию», — сказала доктор Шульте.
Детали анализа
Профили липидов у пациентов с психиатрическими диагнозами изучались и ранее, но эти исследования были небольшими и не выявили надежного признака, независимого от демографических факторов и факторов окружающей среды.
В текущем исследовании учёные проанализировали уровни липидов в плазме крови у 980 человек с тяжелыми психическими заболеваниями и 572 человек без психических заболеваний из трех когорт в Китае, Германии, Австрии и России.
В выборку вошли больные шизофренией (n = 478), БАР (n = 184) и БДР (n = 256), а также 104 пациента с первым психотическим эпизодом, не принимавшие на протяжении длительного времени психофармакологические средства.
Результаты показали, что 77 липидов в 14 классах значительно различались между участниками с шизофренией и контрольной группой во всех трех когортах.
Наиболее заметные изменения на уровне класса липидов включали увеличение содержания церамида, триацилглицеридов и фосфатидилхолина и снижение содержания ацилкарнитина и фосфатидилхолина в плазмалогене (P<0,05 для каждой когорты).
Связанные с шизофренией различия в уровне липидов были сходными между пациентами с высокой и низкой тяжестью симптомов (P<0,001), что позволяет предположить, что изменение липидного профиля может быть признаком психического расстройства.
Нет изменений от применения лекарств
Большинство пациентов в исследовании длительное время получали антипсихотические препараты, которые, как было показано ранее, влияют на некоторые липидные соединения плазмы.
Чтобы оценить возможный эффект лекарств, исследователи оценили 13 пациентов с шизофренией, которые не принимали лекарства в течение как минимум 6 месяцев до взятия образцов крови, и когорту пациентов с первым психотическим эпизодом, которые принимали лекарства менее 1 недели.
Сравнение различий в профиле липидов между здоровой контрольной группой и участниками, получавшими лекарства, или теми, кто не принимал лекарства, выявило сильную корреляцию в изменениях в обеих группах пациентов (P<0,001).
«В совокупности эти результаты показывают, что выявленные изменения липидного профиля, связанные с шизофренией, не могут быть связаны с действием лекарств», — пишут исследователи.
Изменения липидов при БАР и БДР, оцененные у 184 и 256 человек соответственно, были сходны с таковыми при шизофрении, но не идентичны.
Исследователи выделили 97 липидов, различающихся у когорт с БДР, и 47 у когорт с БАР — с 30 и 28, соответственно, пересекающимися с признаками, связанными с шизофренией, и семью липидами, обнаруженными среди всех трех расстройств.
Исследователи пишут, что, хотя это было значительно больше, чем ожидалось, этого было недостаточно, чтобы продемонстрировать четкую связь.
«Профили были очень успешными для дифференциации людей с тяжелыми психическими расстройствами от людей без диагностированного психического расстройства, но гораздо менее эффективны для дифференциации между различными объектами диагностики», — сообщил соавтор исследования доктор Томас Г. Шульце, директор IPPG, — «Важным предостережением, однако, является то, что доступные размеры выборки для биполярного расстройства и большого депрессивного расстройства были меньше, чем для шизофрении, что затрудняет их прямое сравнение»..
Предстоит ещё много работы
«Хотя это исследование считается крупнейшим на сегодняшний день по изучению профилей липидов, связанных с серьезными психическими заболеваниями, предстоит еще много работы» , — отметил доктор Шульце, — «В настоящее время, основываясь на этих первых результатах, нельзя создать клинический диагностический тест. Для разработки надежных биомаркеров на основе липидомных профилей потребуются крупные проспективные рандомизированные исследования, дополненные обсервационными исследованиями, оценивающими полные липидомные профили на протяжении всей жизни. Исследователям также необходимо лучше понять точный механизм, с помощью которого изменения баланса липидов связаны с шизофренией и другими заболеваниями. Физиологически исследуемые липиды выполняют множество дополнительных функций, таких как определение структуры и текучести клеточной мембраны или обмен сообщениями между клетками. Несколько видов липидов могут быть вовлечены в определение механизмов, важных для синаптической функции, таких как текучесть клеточной мембраны и высвобождение пузырьков. А как известно, изменения синаптической функции лежат в основе многих тяжелых психических расстройств. То есть изменения в соотношении видов липидов теоретически могут быть связаны с этими синаптическими изменениями».
Нужен лучший маркер
Доктор Стив Страковски, профессор и вице-председатель отдела исследований кафедры психиатрии Медицинской школы Университета Индианы в Индианаполисе и Эвансвилле, отметил, что, хотя полученные результаты интересны, они на самом деле не предлагают той информации, в которой больше всего нуждаются клиницисты, занимающиеся лечением пациентов с серьезными психическими заболеваниями: «Нужен ли нам маркер, чтобы сказать нам, есть ли у кого-то серьезное психическое заболевание по сравнению со здоровым человеком? Ответ на это — нет. Мы уже знаем, как это сделать. Действительно полезный маркер поможет клиницистам дифференцировать шизофрению, биполярное расстройство, большую депрессию или другое серьезное психическое заболевание. Это маркер, который был бы наиболее полезен. А это исследование не может решить эту проблему, но, возможно, оно может быть шагом к началу разработки такого теста».
Профессор Страковский отметил, что результаты также не проясняют, является ли липидный профиль, обнаруженный у пациентов с шизофренией, предшествующим диагнозу, или это результат психического заболевания, несвязанного заболевания или другого фактора, который может иметь решающее значение при лечении пациентов.
Однако он поспешил указать, что ограничения не умаляют важности исследования: «Это большой набор данных, который является кросс-национальным, кросс-диагностическим, который говорит о том, что в липидных профилях есть что-то, что может не зависеть от лечения, и что стоит понять и изучить. Это позволяет нам думать о разработке различных моделей на основе профилей липидов, и это важно».
Исследование финансировалось Национальной программой ключевых исследований и разработок Китая, Национальным планом тысячи иностранных экспертов, Московским центром инновационных технологий в здравоохранении, Программой исследований и инноваций Европейского Союза Horizon 2020, грантом NARSAD для молодых исследователей, Немецким исследовательским фондом, Министерством образования и исследований Германии, Фондом доктора Лизы Олер и Мюнхенской программы ученых-клиницистов.
JAMA Psych. Опубликовано в сети 25 января 2023 г.
Источник