Авторы исследования отмечают, что микрососудистые осложнения, такие как нейропатия, нефропатия и поражения сетчатки глаз, встречаются более чем у 50% людей с диабетом 2 типа и оказывают существенное влияние на качество жизни, инвалидизацию и смертность наряду с макрососудистыми осложнениями (сердечно-сосудистыми заболеваниями).
Хотя физическая активность рассматривается как краеугольный камень в многофакторном лечении диабета 2 типа из-за благотворного воздействия на метаболические факторы риска, её влияние на микрососудистые осложнения не доказано, так как доказательств мало, и они противоречивы.
Поэтому исследователи стремились изучить связь «доза-реакция», включая минимальный эффективный уровень, между физической активностью в свободное время и нейропатией, нефропатией и ретинопатией.
Они провели когортное исследование лиц в возрасте 37-82 лет из Биобанка Великобритании, у которых был диабет 2 типа, выявленный с помощью алгоритма Иствуда и/или уровня гемоглобина A1c ≥ 48 ммоль/моль (6,5%).
Из исследования были исключены лица с диабетом 1 типа или гестационным диабетом, а также пациенты с инвалидизирующими соматическими заболеваниями, нейродегенеративными процессами и психическими расстройствами.
Физическая активность в свободное время основывалась на самооценке частоты, продолжительности и типов физической активности и объединялась для расчета общей активности в свободное время в МЕТ (метаболический эквивалент нагрузки)-часах в неделю.
Используя рекомендации Американской диабетической ассоциации/Всемирной организации здравоохранения относительно 150–300 минут умеренной и высокой физической активности в свободное время в неделю, исследователи определили рекомендуемый уровень умеренной активности равным 150 минутам (что эквивалентно 2,5 часам или 7,5 МЕТ-часам в неделю).
Всего в анализ были включены 18 092 человека с диабетом 2 типа, 37% женщин. Средний возраст составил 60 лет.
Десять процентов участников не проявляли физическую активность в свободное время, 38% выполняли активность ниже порога умеренной активности, 20% выполняли упражнения на рекомендуемом уровне и 32% были более активными.
Те, кто не занимался физической активностью, чаще были женщинами, были моложе, имели более высокий индекс массы тела и более высокий средний показатель гемоглобина A1c, а также имели более неблагоприятный социально-демографический и поведенческий профиль.
За средний период наблюдения 12,1 года у 3,7% участников была диагностирована нейропатия, у 10,2% — нефропатия и у 11,7% — ретинопатия, что соответствует заболеваемости в 3,5, 9,8 и 11,4 на 1000 человеко-лет соответственно.
Исследователи обнаружили, что любой уровень физической активности был связан с относительным снижением риска нейропатии и нефропатии.
Многомерный анализ показал, что активность ниже рекомендуемого уровня была связана со скорректированным коэффициентом риска (СКР) для нейропатии, равным 0,71, тогда как СКР для активности на рекомендуемом уровне составлял 0,73, а для активности выше рекомендуемого уровня был равен 0,67 по сравнению с отсутствием физической активности.
СКР для нефропатии по сравнению с отсутствием физической активности составлял 0,79 для активности ниже рекомендуемого уровня, 0,80 для активности на рекомендуемом уровне и 0,80 для активности выше рекомендуемого уровня.
Однако связь между физической активностью и ретинопатией была слабее при значениях CКР 0,91, 0,91 и 0,98 для активности ниже, на уровне и выше рекомендуемого уровня соответственно.
Исследователи предполагают, что эта более низкая зависимость может быть связана с различиями в этиологии различных форм микрососудистых осложнений.
Они отмечают, что гипергликемия является ключевым фактором развития ретинопатии, тогда как другие метаболические факторы риска, такие как ожирение, резистентность к инсулину, воспаление, дислипидемия и гипертония, играют роль в генезе нейропатии и нефропатии.
Ассоциации также были менее выражены у женщин.
Источник