По данным крупного исследования, люди, принимающие семаглутид или лираглутид для снижения массы тела, подвергаются более высокому риску редких, но потенциально серьезных желудочно-кишечных проблем по сравнению с теми, кто принимает налтрексон/бупропион.
У пациентов, принимавших любой из двух агонистов рецепторов глюкагоноподобного пептида-1 (ГПП-1), риск развития панкреатита был в девять раз выше. У них также в четыре раза чаще развивалась непроходимость кишечника и более чем в 3,5 раза чаще возникал гастропарез.
Письмо об исследовании было опубликовано в журнале Американской медицинской ассоциации.
Исследователи говорят, что их выводы заключаются не в том, чтобы отпугнуть людей от лекарств для снижения веса, а в том, чтобы повысить осведомленность пациентов о том, что эти потенциальные неблагоприятные последствия могут произойти.
«Учитывая широкое использование этих препаратов, эти побочные эффекты, хотя и редки, должны учитываться пациентами, думающими об их использовании для снижения веса», — пишет ведущий автор Мохит Содхи в пресс-релизе об исследовании.
«Люди, принимающие агонист ГПП-1 для лечения диабета, могут быть более готовы принять риски, учитывая их потенциальные преимущества, особенно в плане снижения сердечно-сосудистого риска», — написал Махьяр Этминан, соавтор исследования и эксперт в области безопасности лекарств и фармакоэпидемиологии, — «Но тем, кто в остальном здоров и принимает их только для похудения, возможно, следует быть более осторожными при оценке соотношения риска и пользы».
По словам Этминана, у людей, принимающих эти препараты для снижения веса, вероятность возникновения этих явлений составляет примерно 1–2%, включая 1%-ный риск гастропареза.
Ключевые результаты
В период с 2006 по 2020 год в исследование были включены 4144 человека, принимавших лираглутид, 613 человек, принимавших семаглутид, и 654 человека, принимавших налтрексон/бупропион.
В исследование включались пациенты с ожирением, но исключались пациенты с диабетом.
Применение агонистов ГПП-1 по сравнению с налтрексоном/бупропионом было связано с повышенным риском развития панкреатита (скорректированный коэффициент риска [сКР] 9,09; ДИ 95%, 1,25–66,00), непроходимости кишечника (сКР, 4,22; ДИ 95%, 1,02–17,40) и гастропареза (сКР 3,67; ДИ 95%, 1,15–11,90).
Исследование также выявило более высокую частоту заболеваний желчевыводящих путей, но разница не была статистически значимой (сКР 1,50; ДИ 95%, 0,89–2,53). Частота заболеваний желчевыводящих путей (на 1000 человеко-лет) составила 11,7 для семаглутида, 18,6 для лираглутида и 12,6 для налтрексона/бупропиона.
Это — не первый отчет о проблемах с желудочно-кишечным трактом
«Этот важный документ подтверждает сигналы о небезопасности, на которые указывали предыдущие рандомизированные контролируемые исследования», — сказал Карел Ле Ру, профессор эндокринологии Ольстерского университета и профессор экспериментальной патологии в Университетском колледже Дублина, Ирландия, — «Ограничения статьи признаются, но они не умаляют ценности полученных надежных данных. Пациенты должны быть проинформированы о риске серьезных осложнений, таких как панкреатит, гастропарез и непроходимость кишечника, прежде чем они начнут прием семаглутида или лираглутида».
Это не первый отчет о проблемах со стороны желудочно-кишечного тракта, связанных с агонистами ГПП-1, но один из крупнейших. В сентябре 2023 года Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) объявило, что потребует от производителей включать предупреждение о возможности возникновения желудочно-кишечной непроходимости на этикетку препарата Оземпик (семаглутид).
Источник