Анализ около 1 миллиона взрослых французов показывает, что операция по снижению веса может обеспечить некоторую защиту от этих видов рака.
Результаты исследования представляют собой «клинический парадокс», по словам авторов комментария, опубликованного на этой неделе вместе с исследованием в JAMA Surgery. Процедура, которая, как известно, увеличивает риск гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (ГЭРБ) и потенциально аденокарциномы дистального отдела пищевода и пищеводно-желудочного перехода, может помочь защитить пациентов от рака пищевода и желудка.
Исследование знаменует собой «важный шаг на пути к лучшему пониманию потенциальных пожизненных рисков бариатрической хирургии и общей пользы для здоровья от хирургического снижения веса», — комментируют авторы доктора Петр Горецки и Майкл Зенилман из Weill Cornell Medicine, Нью-Йорк.
Последние данные показывают, что избыточная масса тела связана почти с 8% случаев рака и с 6,5% смертей от рака. Исследования также показывают, что бариатрическая хирургия может снизить риск некоторых видов рака, но остается неясным, распространяется ли это на рак пищевода и желудка.
Для исследования использовали французские национальные данные для сравнения заболеваемости раком пищевода и желудка у 303 709 пациентов, в основном женщин с ожирением, перенесших бариатрическую операцию, и у сопоставимой группы из 605 140 пациентов с ожирением, которые не подвергались оперативному вмешательству.
Средний возраст когорты составлял около 40 лет. Средний период наблюдения составил 6 лет для хирургической группы и 5,6 года для контрольной группы. Всего рак пищевода и желудка был выявлен у 337 человек — 83 в группе с оперативным вмешательством и 254 в контрольной группе. Рак желудка встречался примерно в два раза чаще, чем рак пищевода (225 против 112 пациентов).
Заболеваемость раком пищевода и желудка была выше в контрольной группе, чем в группе с вмешательством — 6,9 против 4,9 случаев на 100 000 населения в год, при коэффициенте заболеваемости 1,42 (P = 0,005).
Бариатрическая хирургия была связана со значительным снижением риска рака пищевода и желудка на 24% (отношение рисков [HR] 0,76; P = 0,03) и снижением на 40% риска общей внутрибольничной смертности, определяемой как «любая смерть, наступившая во время пребывания в больнице вне зависимости от причины» (HR, 0,60; P <0,001).
Авторы также не обнаружили существенной разницы в исходах рака и типе бариатрической процедуры (рукавная гастрэктомия, шунтирование желудка или регулируемое бандажирование желудка).
Основные ограничения исследования включают ретроспективный дизайн, ограниченный период наблюдения и отсутствие гистологических данных о конкретных видах рака. Кроме того, исследуемая популяция была относительно молодой, тогда как рак пищевода чаще встречается у пожилых людей.
Но в целом результаты показывают, что бариатрическая хирургия может быть использована для лечения тяжелого ожирения без увеличения риска рака пищевода и желудка, заключают авторы.
«Похоже, что баланс между защитными факторами (потеря веса, метаболические эффекты и эрадикация инфекции H. pylori) и факторами риска рака (ГЭРБ и желчный рефлюкс) после бариатрической хирургии находится в пользу защитных факторов», — отмечают авторы.
Хотя потенциальные защитные механизмы остаются неясными, в своем комментарии Горецки и Зенильман предполагают, что уменьшение хронического воспаления и иммуносупрессии после бариатрической операции может объяснить полученные результаты.
Хотя исследование обеспечивает «уверенность в защитных клинических преимуществах операции по снижению веса», необходимы более крупномасштабные исследования, чтобы «лучше идентифицировать, выяснить и рассмотреть патофизиологические процессы бариатрической процедуры», заключают Горецки и Зенилман.
Об источниках финансирования исследования не сообщалось. Лаззати получал гонорары от Johnson & Johnson, Medtronic и Gore. Зенилман получал гонорары от Academic Medical Professionals Insurance и Mohamed & Obaid Almulla Group.
JAMA Surg. Опубликовано в сети 11 января 2023 г.
Источник