Каждый год во всем мире регистрируется примерно 1,5 миллиона новых случаев заражения ВИЧ, большинство из которых происходит в странах с ограниченными ресурсами и несоразмерно затрагивает женщин и девочек-подростков. В странах Африки к югу от Сахары вирус остается основной причиной смерти.
Сделка предполагает выдачу GSK добровольной лицензии (чтобы не мешали законы о защите интеллектуальной собственности) организации здравоохранения, поддерживаемой ООН — Патентному пулу лекарственных средств (MPP).
После этого MPP предлагает производителям дженериков возможность подать заявку на создание копий инъекционного препарата каботегравира для 90 стран, на долю которых приходилось 70% всех новых случаев ВИЧ в 2020 году.
Доконтактная профилактика (ДКП) — это эффективный способ снижения риска заражения ВИЧ-отрицательного человека из группы риска. Но до недавнего времени ДКП была доступна только в форме таблеток, которые принимались ежедневно или, в некоторых случаях, до и после полового контакта. Отчасти поэтому он используется небольшой частью людей во всем мире, и в более бедных странах наблюдается особенно низкий уровень его использования.
Продукт GSK является первым нетаблетированным вариантом, обеспечивающим защиту от инфекции на срок до двух месяцев после одной внутримышечной инъекции, и исследования показывают, что он даже превосходит по эффективности пероральные таблетки.
Каботегравир получил одобрение в США в конце прошлого года, а 28 июля Всемирная организация здравоохранения также одобрила его использование, чтобы помочь ускорить мероприятия по включению инъекционного каботегравира в арсенал глобальных средств профилактики ВИЧ.
Активисты призвали к тому, чтобы лекарство стало доступным как можно быстрее, шире и дешевле, опасаясь повторения 1990-х и начала 2000-х годов, когда бедные страны на долгие годы были лишены ВИЧ-терапии.
Для этого инъекционный каботегравир должен быть одобрен для использования регулирующими органами в каждой стране. Производители дженериков также должны соответствовать требованиям MPP и нормативным стандартам.
Учитывая эти факторы, первые дженерики потенциально станут доступными только в 2026 году, сказала Дебора Уотерхаус, руководитель подразделения GSK по ВИЧ, ViiV Healthcare.
Тем временем GSK работает над тем, чтобы предоставить правительствам возможность бесплатно проводить исследования, чтобы понять, как лучше всего внедрять продукт.
Шесть доз инъекционного каботегравира продаются за $22,000 в год в Соединенных Штатах — на уровне цены перорального ДКП компании Gilead Descovy в США, сказала Уотерхаус.
По словам Уотерхаус, после того, как эти исследования будут проведены, ежегодный курс инъекционного каботегравира будет стоить правительствам «сотни долларов» на человека, а не тысячи.
Она добавила, что эта цена включает исключительно ингредиенты, трудозатраты и затраты на электроэнергию, «нет никакой прибыли».
По ее словам, учитывая, что разрешения регулирующих органов и исследования по внедрению еще не оглашены, вероятно, пройдет до двух лет, прежде чем будет размещен производственный заказ.
Если «некоммерческая» цена составляет сотни долларов в год, маловероятно, что правительства более бедных стран и организации, финансирующие здравоохранение, такие как Глобальный фонд, могут себе это позволить, сказал заместитель исполнительного директора ЮНЭЙДС Мэтью Кавана.
Но если она будет ниже $100 и ближе к $60, то это может изменить правила игры, добавил он.