Псевдоподагра (острый кальций-пирофосфатный артрит (ОКПА); болезнь отложения кристаллов дигидрата пирофосфата кальция; хондрокальциноз; пирофосфатная артропатия) — интенсивно болезненное ревматическое заболевание, поражающее преимущественно пожилых пациентов.
«Среди 111 пациентов с ОКПА, рандомизированных для получения либо преднизолона, либо колхицина для контроля острой боли в многоцентровом исследовании, 2 дня терапии пероральными препаратами обеспечили эквивалентное облегчение боли на второй день, и пациенты в целом хорошо переносили каждый препарат», — сообщил доктор Тристан Паскарт из Группы больниц Католического института Лилля (Франция), в докладе на ежегодной конференции Американской коллегии ревматологов.
«Считается, что почти три четверти пациентов хорошо реагируют на оба препарата на 3-й день, и, возможно, безопасность является ключевой проблемой, отличающей два метода лечения: колхицин в целом хорошо переносился, но даже при столь коротком лечении у одного пациента из пяти была диарея, что имеет большое значение у пожилых людей, подверженных риску обезвоживания. Напротив, только около 6% пациентов, получавших терапию преднизолоном, жаловались на диарею и другие нежелательные эффекты кортикостероидов, включая артериальную гипертензию, гипергликемию и бессонницу, и все они разрешились после прекращения терапии».
По словам Паскарта, ОКПА является распространенным осложнением, которое часто возникает во время госпитализации в основном по неревматологическим причинам, и в отсутствие клинических исследований лечение полагается на мнение экспертов, которое основано на применении в первую очередь преднизолона или колхицина.
Чтобы восполнить пробел в знаниях, Паскарт и его коллеги провели исследование COLCHICORT, чтобы оценить, сопоставимы ли два препарата по эффективности и безопасности для регулирования острой боли у уязвимых групп населения.
В многоцентровое открытое исследование были включены пациенты старше 65 лет с расчётной скоростью клубочковой фильтрации выше 30 мл/мин на 1,73 м2, у которых развился острый артрит с отложением кристаллов дигидрата фосфата кальция, симптомы которого проявлялись в течение предшествующих 36 часов. ОКПА определяли по выявлению кристаллов дигидрата фосфата кальция в анализе синовиальной жидкости или типичной клинической картине с признаками хондрокальциноза на рентгенограммах или УЗИ.
Пациенты с подагрой в анамнезе, снижением когнитивных функций, которое могло ухудшить оценку боли, или противопоказаниями к любому из исследуемых препаратов были исключены.
Участникам случайным образом назначался либо колхицин 1,5 мг (1 мг в начале, затем 0,5 мг через час) в начале исследования и затем 1 мг в 1-й день, либо преднизолон перорально в дозе 30 мг в начале исследования и в 1-й день. Пациенты также получали 1 г перорального ацетаминофена и три дозы трамадола по 50 мг в течение первых 24 часов.
Из 111 рандомизированных пациентов 54 получали преднизолон, а 57 — колхицин. Исходные характеристики были одинаковыми между группами: средний возраст около 86 лет, индекс массы тела около 25 кг/м2 и артериальное давление около 130/69 мм рт.ст.
Почти у половины всех пациентов, участвовавших в исследовании, самыми болезненными были коленные суставы, за ними следовали лучезапястные и голеностопные.
Не было различий между группами в оценке эффективности по изменению интенсивности боли по визуальной аналоговой шкале 0-100 мм (ВАШ) через 24 часа по сравнению с исходным уровнем. Среднее изменение ВАШ через 24 часа в группе колхицина составило -36,6 мм по сравнению с -37,7 мм в группе преднизолона. Исследователи ранее определили, что любая разница между двумя препаратами менее 13 мм по ВАШ боли через 24 часа будет соответствовать определению эквивалентной эффективности.
В обеих группах у большинства пациентов отмечалось снижение боли по ВАШ более чем на 50% и/или уменьшение боли по ВАШ менее 40 мм как через 24, так и через 48 часов.
Через 7 дней наблюдения диарея проявилась у 21,8% пациентов, получавших колхицин, по сравнению с 5,6% пациентов, получавших преднизолон. Побочные эффекты, чаще возникающие при применении преднизолона, включали гипергликемию, артериальную гипертензию и бессонницу.
По словам доктора Паскарта, пациенты, которые получали колхицин и также принимали статины, имели тенденцию к более высокому риску диареи, но исследование не имело достаточной мощности для выявления связи, и эта тенденция не была статистически значимой.
«В совокупности вопросы безопасности предполагают, что преднизолон следует рассматривать в качестве терапии первой линии при ОКПА. Необходимы дальнейшие исследования для определения факторов, повышающих риск диареи, вызванной колхицином», — заключил он.
А что используется в США?
Доктор Сара К. Тедески из Brigham & Women's Hospital в Бостоне, присутствовавшая на сессии, на которой были представлены данные, проявляет особый клинический интерес к болезни отложений кристаллов дигидрата фосфата кальция. Она аплодировала Паскарту и его коллегам.
В интервью доктор Тедески сказала, что исследование предполагает, что «мы можем иметь в виду более короткие курсы лечения ОКПА, я думаю, что это один большой вывод из этого исследования».
На вопрос, изменит ли она свою практику на основе полученных данных, Тедески ответила: «Лично я не уверена, что оно побудит меня использовать преднизолон чаще, чем колхицин; на самом деле я вынесу из этого, что колхицин эквивалентен преднизолону для краткосрочного использования при ОКПА, но я также думаю, что очень важно отметить, что эти результаты были достигнуты в контексте параллельного приёма довольно большого количества ацетаминофена и довольно большого количества трамадола, и, честно говоря, я обычно не использую трамадол у своих пациентов, но я могла бы задуматься об этом, особенно учитывая, что в этой популяции не было случаев делирия».
На тот же вопрос доктор Майкл Топровер из Медицинского центра Лангоне при Нью-Йоркском университете, модератор сессии, не участвовавший в исследовании, сказал: «Обычно я использую комбинацию лекарств. В основном, если пациент, в особенности госпитализированный, обращается с такой сильной болью, я использую комбинацию колхицина и преднизолона в том случае, если я не беспокоюсь об инфекции, иначе я начну с колхицина, пока мы не докажем, что это ОКПА, а затем я добавлю преднизолон».
Исследование финансировалось программой клинических исследований PHRC-1 GIRCI Nord Ouest, проводимой Министерством здравоохранения Франции. Паскарт, Тедески и Топровер сообщили об отсутствии соответствующих конфликтов интересов.
Источник: https://www.medscape.com/viewarticle/984111