На фоне общего беспокойства пациентов по поводу увеличения веса при лечении гипертиреоза результаты крупного исследования показывают, что терапия с наиболее благоприятной выживаемостью — радиоактивный йод — не связана с повышенным риском увеличения веса или ожирения.
«EGRET — первое крупное исследование, в котором используются популяционные и больничные данные для выяснения долгосрочных последствий от методов лечения гипертиреоза», — сказала соавтор доктор Кристиен Боларт, профессор эндокринологии и консультант-эндокринолог Института прикладных медицинских исследований Университета Бирмингем, Великобритания, представляя исследование на этой неделе на Ежегодном собрании Ассоциации щитовидной железы (ATA) 2022 г. — «введение радиойода при гипертиреозе связано с улучшением выживаемости пациентов с гипертиреозом и не связано с повышенным риском ожирения. А в целом риск серьезных неблагоприятных сердечных событий у пациентов с гипертиреозом составлял почти 10%, независимо от используемого метода лечения».
Комментируя результаты, доктор Джонатан О. Рассел, заведующий отделением эндокринной хирургии головы и шеи в Университете Джона Хопкинса в Балтиморе, сказал, что исследование предлагает неожиданные, но обнадеживающие результаты: открытие того, что радиоактивный йод не приводит к увеличению веса, противоречит многочисленным предыдущим исследованиям, которые последовательно демонстрировали увеличение веса после введения радиоактивного йода. В целом, однако, эти результаты подтверждают знания о том, что адекватное лечение гиперактивной щитовидной железы приводит к увеличению продолжительности жизни — даже при некотором увеличении веса.
Гипертиреоз связан с серьезными долгосрочными кардиометаболическими проблемами
Гипертиреоз связан с серьезными долгосрочными сердечно-сосудистыми и метаболическими заболеваниями и смертностью, поэтому лечение необходимо. Однако переход к гипотиреозу, который часто происходит впоследствии, обычно приводит к восстановлению веса, потерянного из-за гипертиреоза, если не к большему, что может привести к ожирению и сопутствующим рискам для здоровья.
Чтобы исследовать эти риски в отношении трех основных методов лечения гипертиреоза, авторы провели исследование EGRET. Они выявили 62474 пациента в электронной базе данных медицинских карт Великобритании, у которых был впервые диагностирован гипертиреоз и которые получали антитиреоидные препараты (73,4%), радиоактивный йод (19,5%) или тиреоидэктомию (7,1%) в период с апреля 1997 г. по декабрь 2015 г.
Критерии исключения применялись к тем, кто менее 6 месяцев принимал антитиреоидные препараты в качестве единственной формы лечения, у кого был рак щитовидной железы или беременность во время первого эпизода тиреотоксикоза.
При медиане наблюдения около 8 лет у пациентов, перенесших тиреоидэктомию, был значительно повышенный риск увеличения веса по сравнению с общей популяцией (P < 0,001) и развития ожирения (индекс массы тела > 30 кг/м² ; P = 0,003), в то время как соответствующее увеличение при приеме антитиреоидных препаратов и радиоактивного йода существенно не отличалось по сравнению с общей популяцией за тот же период.
Что касается выживаемости, при среднем периоде наблюдения пациента около 11 лет умерло около 14% когорты, с показателями 14,4% в группе антитиреоидных препаратов, 15,8% в группе радиойода и 9,2% в группе тиреоидэктомии.
Показатели смертности были дополнительно оценены на основе анализа средних эффектов лечения, в котором среднее изменение оценивалось по сравнению с индексом антитиреоидных препаратов, например, если бы все лечились радиоактивным йодом. В этом анализе продления жизни можно ожидать, что пациенты, получавшие радиоактивный йод, умрут в среднем на 1,2 года позже, чем те, кто принимал антитиреоидные препараты (P < 0,001), в то время как пациенты, которым была проведена тиреоидэктомия, должны были умереть на 0,6 года позже, что не было статистически значимо.
Используя тот же анализ эффектов усредненного лечения, профессор Боларт отметила: «Мы обнаружили несколько повышенный риск серьезных неблагоприятных сердечно-сосудистых событий после приема радиоактивного йода по сравнению с антитиреоидными препаратами, однако риск был очень небольшим и может не иметь клинического значения. Предыдущие данные нашей и других групп показали снижение риска смертности и смерти от сердечно-сосудистых заболеваний после гипотиреоза, вызванного радиоактивным йодом, хотя это не подтверждено во всех исследованиях».
Увеличение веса после лечения гипертиреоза вызывает опасения
Полученные результаты важны, потому что увеличение веса, связанное с лечением гипертиреоза, является немаловажным для многих пациентов, даже вызывая у некоторых отсутствие приверженности к терапии, несмотря на ее важность, отметила Боларт.
«Поскольку большинство пациентов теряют вес из-за гипертиреоза, можно ожидать, что они, по крайней мере, вернут потерянный вес и, возможно, даже превысят его. Действительно, многие пациенты не хотят соглашаться на радикальное лечение с использованием хирургии или радиоактивного йода из-за боязни увеличения веса. Это может вызвать трудности у некоторых пациентов, которые иногда могут даже прекратить прием антитиреоидных препаратов, чтобы предотвратить повторный набор веса. Такое несоблюдение режима лечения может иметь тяжелые последствия и, вероятно, является фактором, способствующим увеличению смертности».
В предыдущем исследовании 1373 пациентов Боларт и её коллеги обнаружили, что мужчины, получавшие лечение от гипертиреоза, набрали в среднем 8,0 кг, а женщины — в среднем 5,5 кг.
По сравнению с фоновой популяцией мужчины значительно чаще стали набирать вес за период исследования (отношение шансов [OR], 1,7; р < 0,001), как и женщины (ОШ 1,3; р < 0,001). Также в этом исследовании радиоактивный йод был связан с большим увеличением веса (0,6 кг; P < 0,001) по сравнению с лечением только антитиреоидными препаратами.
Профессор Рассел добавил, что даже когда происходит увеличение веса, выигрыш от лечения потенциально серьезного состояния гипертиреоза является очень выгодным обменом.
В конечном счете, «цель лечения любого пациента с болезнью Грейвса должна состоять в том, чтобы как можно быстрее добиться гипотиреоза», — сказал он. «У пациентов есть варианты, и все эти варианты могут быть безопасными при правильном выборе. Нереалистично думать, что переход от состояния гипертиреоза к состоянию гипотиреоза не приведет к увеличению веса у многих пациентов», — добавил Рассел. «Но ключевым моментом является то, что общее состояние здоровья улучшалось, несмотря на увеличение веса».
Боларт раскрыла информацию о гонорарах за консультационные услуги, уплаченные Бирмингемскому университету Lilly and Eisai. Рассел не сообщил о соответствующих финансовых отношениях.
Ежегодное собрание АТА 2022. Реферат № 47. Представлен 20 октября 2022 г.
Источник: https://www.medscape.com/viewarticle/982837