Чтобы свести к минимуму риск аспирации и аспирационной пневмонии во время операции, Комитет по оценке рисков фармаконадзора EMA рекомендовал медицинским работникам учитывать потенциальный риск замедленного опорожнения желудка при приеме агонистов рецепторов ГПП-1 перед введением анестезирующих или седативных средств.
Антагонисты рецепторов ГПП-1 используются в лечении диабета 2 типа и ожирения. Они имитируют действие естественного гормона ГПП-1, выделяемого эндокринными клетками кишечника, для контроля гликемии, вызванной приемом пищи, путем увеличения концентрации инсулина и ингибирования секреции глюкагона. АГПП-1 замедляют опорожнение желудка и способствуют насыщению, увеличивая усвоение питательных веществ, одновременно снижая потребление пищи и ограничивая набор массы тела.
Риск «биологически правдоподобен»
Однако, замедленное опорожнение желудка увеличивает риск регургитации и аспирации пищевых масс во время общей анестезии или глубокой седации. EMA охарактеризовало этот риск как «биологически вероятный».
Задержка опорожнения желудка уже указана в инструкциях по применению нескольких АГПП-1, доступных в странах Европы: дулаглутида , эксенатида, лираглутида, ликсисенатида, семаглутида и тирзепатида. В литературе сообщалось об отдельных подтверждениях утренней наполненности желудка у пациентов, принимающих АГПП-1, несмотря на ночное голодание.
Однако, задержка опорожнения желудка ослабевает при длительном лечении ингибиторами рецепторов ГПП-1. Поэтому, хотя и рекомендуется соблюдать осторожность, в статье, опубликованной в British Journal of Anaesthesia в апреле 2024 года, сделан вывод о том, что «стандартное время голодания, вероятно, достаточно для управления риском легочной аспирации для большинства пациентов с низким уровнем риска».
Другое исследование, опубликованное в это же время, количественно оценило риск, показав, что пациенты, принимающие АГПП-1, испытывали «лишь умеренную задержку» в опорожнении желудка от твердой пищи, среднее время полувыведения составило 138 минут для группы АГПП-1 по сравнению с 95 минутами для группы плацебо, и не было значительной задержки выпитых жидкостей. Таким образом, авторы пришли к выводу: «Основываясь на текущих доказательствах, консервативный подход с жидкой диетой за день до процедур при продолжении терапии АГПП-1 представляется наиболее разумным, пока не появятся более убедительные данные о твердой диете».
Практикующие врачи должны учитывать потенциальный риск
Комитет по оценке рисков фармаконадзора EMA заявил, что в целом аспирация и аспирационный пневмонит осложняют от 1 из 900 до 1 из 10 000 процедур, проводимых под наркозом. Члены комитета рассмотрели имеющиеся данные, включая отчеты о случаях в EudraVigilance, научную литературу, а также клинические и неклинические данные, представленные держателями регистрационных удостоверений на эти лекарства. В свете этого, хотя комитет не смог установить причинно-следственную связь между АГПП-1 и аспирацией, он посчитал, что медицинские работники и пациенты должны быть проинформированы о потенциальном риске вследствие задержки опорожнения желудка.
Поэтому EMA рекомендовало «учитывать риск наличия остаточного желудочного содержимого перед выполнением процедур с общей анестезией или глубокой седацией».
Информация о препаратах АГПП-1 будет обновлена соответствующим образом, включая предупреждение для пациентов о необходимости информировать лечащего врача о том, что они эти лекарства, при планировании им операции под наркозом или глубокой седацией.Источник